Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Тхагапсовой Е.А.
судей: Мерзакановой Р.А. и Тачахова Р.З.
при секретаре судебного заседания Аутлевой Д.А.
с участием представителя истицы Ашиновой М.Н. по доверенности - Джаримока Р.А.
представителя ответчика УФСИН России по Республике Адыгея по доверенности Цей Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истицы Ашиновой М.Н. по доверенности - Джаримок Р.А. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Ашиновой ФИО21 к УФСИН России по "адрес" о признании незаконным решения Комиссии УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом N, в части отказа Ашиновой ФИО22 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также в признании за Ашиновой ФИО23 права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании УФСИН России по "адрес" поставить Ашинову ФИО24 на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи два человека с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Заслушав доклад судьи Тачахова Р.З. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ашинова М.Н. обратилась в суд с иском к УФСИН России по "адрес" о признании решения Комиссии УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отказе в постановке на учет для предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязании поставить на учет.
В обоснование заявленных требований указала, что имея необходимую выслугу лет, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комиссию УФСИН России по "адрес" с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комиссией УФСИН России по "адрес" отказано в постановке на учет со ссылкой отсутствия обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. С решением истец не согласна, считает, что комиссией отказано незаконно в постановке на учет.
Истица Ашинова М.Н. и ее представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали.
Представитель УФСИН России по "адрес" по доверенности Цей Н. судебном заседании суда первой инстанции просила в иске отказать.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истицы Ашиновой М.Н. по доверенности Джаримок Р.А, считает решение суда незаконным и необоснованным, указывая на то, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, оспаривает вывод решения о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истицы Ашиновой М.Н. по доверенности Джаримока Р.А, представителя УФСИН России по "адрес" по доверенности Цей Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с требованием ч. 2 чт. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, в том числе считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Требованиями ч. 3ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила), в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых являются сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 Правил).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела в соответствии с протоколом заседания комиссии УФСИН России по "адрес" Ашинова М.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, старший инспектор группы кадров и работы с личным составом ФКУ ИЗ-2 УФСИН России по "адрес", капитан внутренней службы, обратилась с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в календарном исчислении составляла 13 лет 20 дней. Заявителем представлены документы на состав семьи 2 человека: заявитель, дочь - Негуч С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Заявитель с ДД.ММ.ГГГГ, а ее дочь с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью 108,8 кв.м по адресу: "адрес", пгт. Энем, "адрес", принадлежащем на праве собственности Ужбаноковой М.Н. (сестра заявителя).
По данному адресу представлена выписка из финансового лицевого счета с указанием зарегистрированных лиц, согласно которой на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано 5 человек.
Заявитель и ее дочь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", ул. им. Генерала Трошева, "адрес", собственником которого является Будкин В.Н. По данному адресу представлен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из домовой книги и копии финансово-лицевых счетов не представлены.
Ранее заявитель по договорам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: "адрес", собственником которого является Галашевский В.Ю.; выписка из домовой книги и копии финансово-лицевых счетов не представлены.
Комиссией УФСИН России по "адрес" принято решение об отказе Ашиновой М.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
По смыслу названной нормы предоставление указанных документов необходимо для проверки права заявителя на улучшение жилищных условий с учетом положений ч. 3 ст. 4 ФЗ-283, и фактов намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.
По смыслу названной нормы предоставление указанных документов необходимо для проверки права заявителя на улучшение жилищных условий с учетом положений ч. 3 ст. 4 ФЗ-283, и фактов намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.
В связи с тем, что истцом не были представлены выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, у комиссии отсутствовала возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Исходя из установленных по делу и приведенных выше обстоятельств суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Произвольное предоставление документов, либо их частей, которых, по мнению истца, достаточно для принятия решения комиссией ФСИН России, Правилами не предусмотрено.
По мнению заявителя жалобы, установленные комиссией ФСИН России обстоятельства являются формальными и не свидетельствует о наличии у комиссии ФСИН России достаточных оснований к отказу в удовлетворении заявления истца о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты. Достаточность документов, представляемых с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, проверена комиссией УФСИН России по "адрес". Коллегия не может согласиться с этой позицией, поскольку только с помощью выписок из ЕГРП, выписок из домовой книги и копий финансово-лицевых счетов на имевшиеся (имеющиеся) права отдельного лица на объекты недвижимого имущества можно узнать, имелись ли со стороны заявителя действия направленные на ухудшение его жилищных условий за предыдущие 5 лет путем отчуждения жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию истца в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, которую суд апелляционной инстанции полагает соответствующей требованиям ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 24.07.2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истицы Ашиновой М.Н. по доверенности - Джаримока Р.А, без удовлетворения.
Председательствующий - Е.А. Тхагапсова
Судьи: Р.А. Мерзаканова, Р.З. Тачахов
копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея Р.З. Тачахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.