Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Переплесниной Е.М,
судей Гудковой Г.В, Савина А.И.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 03 июня 2019 года по иску Шабунь А. П. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск предъявлен по тем основаниям, что в сентябре 1987 г. истец был направлен в качестве молодого специалиста на строительство Ровенской АЭС в г. Кузнецовск Ровенской области Украинской ССР, где проживал до 14.01.1997. В январе 1997 г. истец с семьей был вынужден переехать в г. Сортавала. В ноябре 2015 г. Шабунь А.П. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии на основании Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако ему было отказано. 19.11.2018 истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, на что решением от 01.03.2019 N ему также было отказано. Истец полагает, что проживая в зараженной зоне 09 лет 12 дней, имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 5 лет на основании ст. ст. 33, 37 Закона РФ от 15.05.1991 N. Просил отменить решение ответчика от 01.03.2019 N и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с 19.11.2015.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ГУ - Управление ПФР в г. Сортавала РК (межрайонное) назначить Шабунь А.П. досрочную страховую пенсию по старости согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 19.11.2018. В остальной части иска отказано. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств, в связи с чем отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Хроменкова О.А, действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала.
Истец в судебном заседании апелляционной инстанции возражал по доводам жалобы.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность заочного решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ 15.05.1991 N 1244-1) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 ФЗ "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями Закона РФ 15.05.1991 N 1244-1 и страховая пенсия в соответствии с положениями ФЗ "О страховых пенсиях" не являются идентичными.
Положениями ст. 28.1 Закона РФ 15.05.1991 N 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях", на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Статьей 7 Закона РФ 15.05.1991 N 1244-1 установлены зоны радиоактивного загрязнения - зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже, чем один раз в пять лет.
Из п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ 15.05.1991 N 1244-1 следует, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу положений ст. 34 Закона РФ 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 данного Закона, возраст выхода на пенсию уменьшается на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Из анализа указанных норм следует, что пенсия по старости с уменьшением возраста назначается в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ 15.05.1991 N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории. В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Судом установлено, что 19.11.2018 истец Шабунь А.П, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ответчика от 01.03.2019 N в установлении пенсии истцу отказано в связи с недостаточностью стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (07 лет 10 мес. 15 дней при требуемой продолжительности не менее 10 календарных лет). Ответчик в решении от 01.03.2019 сослался на п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", произвел подсчет страхового стажа истца, стажа его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, индивидуального коэффициента пенсионера, а также указал, что у Шабунь А.П. отсутствует право на льготное пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 15.05.1991 N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на основании справки, выданной уполномоченным органом другого государства (Украины).
При рассмотрении заявления истца о назначении пенсии в распоряжении ответчика имелась справка Управления труда и социальной защиты населения Исполнительного комитета Кузнецовского городского Совета Ровенской области Украина от 14.08.2015, из которой следует, что Шабунь А.П. был зарегистрирован по адресу: (... ) 15.12.1987 по 20.12.1988 и с 27.12.1988 по 14.01.1997 в (... ), Украина, который согласно Постановлению Кабинета Министров Украинской ССР от 23.07.1991 N 106 был отнесен к зоне повышенного радиологического контроля (4 категория) в результате Чернобыльской катастрофы.
Установив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПУК РФ, руководствуясь законодательством регулирующим спорные правоотношения, суд первой инстанции, учитывая приведенные критерии зонирования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, пришел к обоснованному выводу о возможности соотнесения зоны усиленного радиоэкологического контроля (категория 4) по законодательству Украины с зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации, и правильно отнес истца к категории граждан, указанных п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991
N.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу, что в силу положений Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, заключенного между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, представленную истцом справку Управления труда и социальной защиты населения Исполнительного комитета Кузнецовского городского Совета Ровенской области Украина от 14.08.2015, следует учитывать как надлежащий документ, подтверждающий статус истца, факт и период его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
По мнению судебной коллегии, суд обосновано указал на то, что истец имеет право на установление пенсии согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N, при этом верно определил, что продолжительность стажа работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не имеет значения для решения вопроса о назначении пенсии по данному основанию, а продолжительность проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом позволяет снизить возраст выхода истца на пенсию, с учетом положений указанной статьи не более, чем на 3 года в общей сложности.
Поскольку заявление о назначении пенсии истцом было подано 19.11.2018, ранее истец в установленном законом порядке с таким заявлением не обращался, суд правильно с учетом положений ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" определилправо истца на пенсию с указанной даты.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении суда. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену постановленного решения.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении данного дела судом не допущено.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 03 июня 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.