Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г,
судей Маловой Н.Б, Ивановой Н.Е.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.07.2019 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к администрации Петрозаводского городского округа о признании отсутствующим право собственности на земельные участки.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в суд с иском по тем основаниям, что в рамках проведенной инвентаризации земельных участков, находящихся на территории Петрозаводского городского округа, было установлено, что за Петрозаводским городским округом зарегистрировано право собственности на 28 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, решений о предоставлении участков в собственность данного публично-правового образования Министерством не принимались. Кроме того, один из предоставленных администрации Петрозаводского городского округа в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером (... ) в настоящее время находится в собственности ПАО "Сбербанк России". Указывая, что приобретение права собственности Петрозаводского городского округа, а также ПАО "Сбербанк России" на спорные земельные участки было осуществлено в отсутствие законных оснований, Министерство просил признать отсутствующим право собственности Петрозаводского городского округа на земельные участки с кадастровыми номерами (... ), а также право собственности ПАО "Сбербанк России" на земельный участок с кадастровым номером (... ).
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ПАО "Сбербанк России"; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ГКУ РК "Управление земельными ресурсами".
Определением суда прекращено производство по делу в части требований о признании отсутствующим права собственности Петрозаводского городского округа на земельные участки с кадастровыми номерами (... ), а также о признании отсутствующим права собственности ПАО "Сбербанк России" на земельный участок с кадастровым номером (... ), в связи с отказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от требований в указанной части.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд признал отсутствующим право собственности Петрозаводского городского округа на земельные участки с кадастровыми номерами (... ).
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю, действующая на основании доверенности, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывает, что в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, предназначенные для решения вопросов местного значения, вне зависимости от нахождения на них объектов недвижимости. Отмечает, что в земельном законодательстве не определен как срок предоставления, так и не предусмотрена возможность прекращения права постоянного бессрочного пользования по инициативе органа, предоставившего такой участок, за исключением неправомерных действий пользователя или изъятия земельного участка. Полагает, законодатель не предусматривает возможности возврата земельного участка при предоставлении его в постоянное бессрочное пользование. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства Ильин А.А, действующий на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что в соответствии с положениями ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК, постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия" Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировано Главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в том числе, органам государственной власти и органам местного самоуправления, на основании решения уполномоченного органа. Обращает внимание, что ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Данной нормой, помимо прочего, предусмотрено принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Полагает, при предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование администрации Петрозаводского городского округа Министерство не утратило в отношении спорных земельных участков полномочия, предусмотренные ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК, постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - администрации Петрозаводского городского округа - Даниленко Т.С, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы подержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца - Ильин А.А, действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... ) N администрации Петрозаводского городского округа в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, местоположение: (... ).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от (... ) N прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Администрации земельным участком с кадастровым номером (... ).
(... ) в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Петрозаводского городского округа на земельный участок с кадастровым номером (... ).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... ) N администрации Петрозаводского городского округа в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, местоположение: (... ).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от (... ) N прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Администрации земельным участком с кадастровым номером (... ).
(... ) в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Петрозаводского городского округа на земельный участок с кадастровым номером (... ).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... ) N администрации Петрозаводского городского округа в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, местоположение: (... ).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от (... ) N прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Администрации земельным участком с кадастровым номером (... ).
(... ) в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Петрозаводского городского округа на земельный участок с кадастровым номером (... ).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... ) N администрации Петрозаводского городского округа в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, местоположение: (... ).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от (... ) N прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Администрации земельным участком с кадастровым номером (... ).
(... ) в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Петрозаводского городского округа на земельный участок с кадастровым номером (... ).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... ) N администрации Петрозаводского городского округа в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, местоположение: (... ).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от (... ) N прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Администрации земельным участком с кадастровым номером (... ).
(... ) в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Петрозаводского городского округа на земельный участок с кадастровым номером (... ).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... ) N администрации Петрозаводского городского округа в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, местоположение: (... ).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от (... ) N прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Администрации земельным участком с кадастровым номером (... ).
(... ) в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Петрозаводского городского округа на земельный участок с кадастровым номером (... ).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... ) N администрации Петрозаводского городского округа в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, местоположение: (... )
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от (... ) N прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Администрации земельным участком с кадастровым номером (... ).
(... ) в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Петрозаводского городского округа на земельный участок с кадастровым номером (... ).
Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим права собственности Петрозаводского городского округа на спорные земельные участки, Министерством указано, что приобретение права собственности Петрозаводского городского округа на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, было осуществлено в отсутствии законных оснований.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Разграничение государственной собственности на землю производится в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно п. 3 которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Вводного закона установлены основания, по которым у муниципального образования может возникнуть право собственности на земельный участок. При этом по смыслу данных норм, в случае признания земельных участков находящимися в муниципальной собственности в силу закона в соответствующем законе должно быть прямо указано, что земельный участок, отвечающий определенным критериям, является собственностью муниципального образования.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, в связи чем подлежащими удовлеторению.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.
Публичные земельные участки, которые на момент введения в действие ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ (01.07.2006) не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено; передача спорных земельных участков администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2018-2019 г.г. не могла повлечь разграничение государственной собственности на участки по правилам ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ и приобретение соответствующего права муниципальным образованием. Позиция администрации основана на ошибочном понимании и толковании указанных норм права.
Администрация при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности не представила доказательства, позволяющие отнести спорные земельные участки к муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, в связи с чем Управление Росреестра по Республике Карелия неправомерно зарегистрировало право муниципальной собственности на указанные земельные участки. Оснований для такой регистрации в указанном порядке не имелось.
Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно п.53 указанного постановления Пленума ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции. Ссылок на какие-либо нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В связи с указанным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.07.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.