Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И,
судей Сильченко Р.П, Кудряшовой Е.П.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от (... ) по административному иску ЦуроВ. В. Б. к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, Левченко В. А, А.ой А. Ф. об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Цурову В.Б, отбывающему наказание в исправительном учреждении, врачом-наркологом филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Левченко В.А. в (... ) был подтвержден ранее установленный врачом-психиатром-наркологом А.ой А.Ф. диагноз " (... )". Цуров В.Б. полагал, что данный диагноз не соответствует действительности, а если он правомерен, то в связи с установленным диагнозом административного истца надлежало направить на лечение в МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России, для чего административному ответчику предварительно необходимо было сделать запрос о направлении на лечение, однако данный запрос сделан не был. Цуров В.Б. просил суд признать бездействие административных ответчиков, выразившееся в ненадлежащем оказании помощи от наркозависимости и ненаправлении на лечение в МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России, незаконным.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что действия административных ответчиков по постановке диагноза и постановке на диспансерный учет, а также бездействие, выраженное в ненаправлении на лечение в МЧ-88 ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России, являются незаконными.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России и врач-нарколог филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Левченко В.А. выражают согласие с решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Цуров В.Б, участие которого обеспечено с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Начальник филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Исаковская Н.В, представитель ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Горовая У.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Частями 1, 7 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).
Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы (пункт 127).
При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 (далее - Порядок N 285).
Согласно пункту 2 Порядка N 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Как следует из материалов дела, Цуров В.Б. отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия с (... ).
С (... ) по (... ) административный истец проходил лечение в филиале Б-1 ФКУЗ МЧС-10 ФСИН России с диагнозом: (... ) (... ), (... ); сопутствующий диагноз: (... ). Выписан в удовлетворительном состоянии.
(... ) Цуров В.Б. осмотрен (... ) в исправительном учреждении. На момент осмотра показаний для госпитализации выявлено не было. Предварительный диагноз: (... ), ремиссия в (... ), синдром (... ), (... ). Назначено медикаментозное лечение: (... ). Из листа назначений лекарственных препаратов за (... ) г. следует, что Цуров В.Б. принимал указанный препарат.
(... ) Цуров В.Б. осмотрен (... ), установлен диагноз (... ). Назначено медикаментозное лечение. Из листа назначений лекарственных препаратов за (... ). следует, что Цуров В.Б. принимал назначенные препараты.
(... ) Цуров В.Б. был осмотрен А.ой А.Ф, жалоб не предъявлял, требовал стационарного обследования, угрожал самоповреждением, в лечении (... ) не нуждался. Диагноз: (... )
(... ) Цуров В.Б. был поставлен на профучет (... ).
(... ) Цуров В.Б. поступил в филиал Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России для осмотра и лечения согласно решению суда.
(... ) Цуров В.Б. был осмотрен (... ), даны рекомендации: (... ). Терапия согласована на время пребывания в ПО.
(... ) административный истец был осмотрен (... ), требовал направить на лечение. Установлен диагноз: (... ). В плане: оформление запроса в МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России. Дано представление на врачебную комиссию с согласия пациента от (... ).
(... ) на врачебной комиссии филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России было вынесено заключение (... ) о том, что Цуров В.Б. при ухудшении состояния нуждается в курсе реабилитационных мероприятий в условиях МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России. Показано диспансерное наблюдение (... ) по месту отбывания наказания.
(... ), (... ) Цуров В.Б. отказался выходить из камеры для осмотра его врачом (... )
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что медицинское обследование и лечение по выявленным заболеваниям Цурову В.Б. было оказано должным образом, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н утверждены Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 7, 12, 13, 18 20 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология" осуществляется в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи.
Медицинская помощь оказывается в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации лиц с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее - наркологические расстройства).
Профилактика наркологических расстройств включает, в том числе, проведение диспансерного наблюдения за лицами с наркологическими расстройствами.
Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам.
При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний пациент направляется в медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающую специализированную медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь при наркологических расстройствах оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях или их структурных подразделениях по профилю "психиатрия-наркология", в том числе в наркологических диспансерах, наркологических больницах, реабилитационных наркологических центрах, специализированных научно-практических центрах.
Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях оказывается пациентам по медицинским показаниям в случаях тяжелого и среднетяжелого течения наркологического расстройства, необходимости проведения специальных методов исследования для осуществления дифференциальной диагностики, при отсутствии клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 N 17 (далее - Порядок N 17).
В силу пунктов 13, 19, 21 и 22 Порядка N 17 в случае перевода осужденного в целях оказания высокотехнологичной медицинской помощи решение выносится при наличии медицинского заключения врачебной комиссии медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) территориального органа УИС, копии талона на госпитализацию и письменного согласия осужденного.
Перевод осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение в пределах субъекта Российской Федерации по плановым медицинским показаниям осуществляется по решению начальника территориального органа ФСИН России на основании представления начальника медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) ФСИН России, а при необходимости перевода осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации - по решению ФСИН России, а также письменного согласия осужденного, за исключением ликвидации или реорганизации лечебного исправительного учреждения, а также случаев, предусмотренных статьей 29 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Перевод в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, расположенные в другом субъекте Российской Федерации, осужденных, состоящих на специальных учетах в оперативных подразделениях территориальных органов УИС, осужденных, переведенных в тюрьму, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, осужденных, переведенных в другие исправительные учреждения с целью обеспечения их личной безопасности, осужденных, указанных в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России, подготовленному на основании заключения о переводе и медицинского заключения медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) ФСИН России, а также письменного согласия осужденного, за исключением ликвидации или реорганизации лечебного исправительного учреждения, а также случаев, предусмотренных статьей 29 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Перевод осужденного для оказания ему высокотехнологичной медицинской помощи в другой территориальный орган УИС осуществляется по решению ФСИН России на основании заключения о переводе, материалов к нему, а также копии талона на госпитализацию.
Как установлено выше, согласно заключению врачебной комиссии филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от (... ) (... ) основанием для направления ЦуроВ. В.Б. в МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России является ухудшение состояния. Показано диспансерное наблюдение (... ) по месту отбывания наказания.
Вместе с тем Цуров В.Б. от осмотра (... ) отказывается (отказы от осмотра (... ) и от (... )). Согласно справке от (... ) филиала МЧ-9 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (по месту отбывания наказания ЦуроВ. В.Б.) ухудшение состояния здоровья (... ) не зарегистрировано.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного иска оснований для направления ЦуроВ. В.Б. в МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России не имеется.
Согласно пунктам 2, 7, 11 и 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации, при этом решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в частности, в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости", в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из этих учреждений медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
Поскольку Цуров В.Б. поставлен на диспансерное наблюдение по заключению врачебной комиссии филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от (... ) и ранее под диспансерным наблюдением не находился, а прекращение диспансерного наблюдения возможно лишь при стойкой ремиссии не менее трех лет при постоянном динамическом наблюдении врачом-психиатром-наркологом, следовательно, оснований для снятия его с диспансерного наблюдения по мотиву неупотребления им наркотических веществ более трех лет не имеется.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 13 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
В связи с неоднократным отказом ЦуроВ. В.Б. от осмотра врачом-психиатром-наркологом ссылки в апелляционной жалобе на несоблюдение его прав на своевременное оказание психиатрической помощи являются несостоятельными, поскольку в силу статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 5 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, указанная медицинская помощь осуществляется лишь при согласии пациента.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, явившуюся предметом рассмотрения судом первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от (... ) по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.