Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретареСафоновой М.В,
с участием представителей администрации Петрозаводского городского округа Ивановой Т.В, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Леонидовой Л.В, Правительства Республики Карелия и Министерства финансов Республики Карелия Хайрутдиновой А.И,рассмотревв открытом судебном заседании административное дело поадминистративному исковому заявлениюЛичмана В.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Личман В.А. обратился с административным иском по тем основаниям, что решениемПетрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 июля 2018 г.на администрацию Петрозаводского городского округа (далее - администрация)возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной вПетрозаводском городском округе. Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Считая, что длительное неисполнение решения суда привело к нарушению его правана исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее -Федеральный закон N68-ФЗ),просит взыскать компенсацию в размере 200000 руб.
Определением судьи от 23 июля 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, судебный пристав-исполнитель МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, Правительство Республики Карелия.
В судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска.
Представители Управления ФССП России по Республике Карелия, Правительства Республики Карелия и Министерства финансов Республики Карелия возражали противудовлетворения административного иска в заявленном размере.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, гражданского дела N (... ), суд приходит к следующим выводам.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 июля 2018 г. администрацияобязанапредоставить Личману В.А.благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной вПетрозаводском городском округе.
Данным решением суда установлено, что Личман В.А.относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включен в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма поПетрозаводскому городскому округу.
Решение вступило в законную силу 07 августа 2018 г.
10 сентября 2018 г. выдан исполнительный лист серии (... ).
Исполнительный лист предъявлен к исполнению 17октября 2018 г, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия 19 октября2018 г. возбуждено исполнительное производство N (... ). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа установлен 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22 ноября 2018 г. с администрации взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб.
22 ноября 2018 г, 05 марта 2019 г, 19 июня 2019 г. в отношении Главы администрации Мирошник И.Ю. вынесены предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 22 ноября 2018 г.администрации установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - до 22 февраля 2019 г.
Судебный пристав-исполнитель требованием от 05 марта 2019 г.установиладминистрации срок для исполнения требований исполнительного документа - до 05 июня 2019 г.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 19 июня 2019 г.администрации установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - до 19 сентября 2019 г.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Обстоятельства дела участниками судебного разбирательства не оспариваются.
Часть 1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления КонституционногоСуда Российской Федерации от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N 8-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П, от 14 мая 2012г. N 11-П, от 10 марта 2016 г. N 7-П).
Федеральный закон N 68-ФЗустановилправо взыскателя при нарушении в случае неисполнения в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера" ч.8 ст.3изложена в иной редакции, предусматривающей право взыскателя на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Указанная редакция вступила в действие с 01 января 2017 г.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч.ч.2,3 ст.1 Федерального закона N68-ФЗ).
При этом в соответствии с пп. 40,48,55постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Таким образом, общий срок продолжительности исполнения судебного акта на день принятия настоящего решения составил09 месяцев08 дней (с 19 октября 2018 г. по 08 августа 2019 г.).
Судом установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства и до настоящего времени административным ответчиком не предпринималось эффективных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.Личман В.А. состоит в реестре очередности исполнения судебных решений на предоставление жилья под N 111.
Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что право административного истцана исполнение решения суда в разумный срок нарушено, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.
В силу ч.2 ст.2 Федерального закона N68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что длительное неисполнение решения суда повлекло для административного истца негативные последствия в виде временного пребывания в общежитии, учитываетфакт непринятияадминистративным ответчиком мер, направленных наисполнение судебного акта. Доказательствобратногосуду не представлено.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь принципом разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека, суд считает необходимым удовлетворить требования частично в размере 10000 руб.
Довод административного ответчика об исполнении решений судов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Карелия, судом не принимается, поскольку межбюджетные отношения администрации, осуществляющей в силу Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. N921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а такжелиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия, и главного распорядителя средств бюджета по предоставлению указанных субвенций - Министерства социальной защиты Республики Карелия, не могут рассматриваться в качестве основания, оправдывающего нарушение разумных сроков исполнения судебного акта.
В соответствии с п.5 ч.9 ст.3 Федерального закона N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Статьей 5.1Положения о бюджетном процессе в Петрозаводском городском округе, утвержденного РешениемПетрозаводского городского Совета от 24 сентября 2009 г. N 26/33-655,финансовым органом и органом, исполняющим местный бюджет, является администрация.
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования Петрозаводский городской округ в лице администрации за счет средств бюджета этого муниципального образования.
В силу п.4 ст.4 Федерального закона N68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Аналогичная норма предусмотренав п.3 ст.259 КАС РФ.
Порядок выдачи исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок установлен ч.3.1 ст.353 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеЛичмана В.А. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования Петрозаводский городской округ в лице администрации Петрозаводского городского округаза счет средств бюджета Петрозаводского городского округа в пользу Личман В.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10000 руб.
Взыскать с муниципального образования Петрозаводский городской округ в лице администрации Петрозаводского городского округаза счет средств бюджета Петрозаводского городского округа в пользу Личмана В.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный СудРеспублики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 09 августа 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.