Проект федерального закона
"Об особой экономической зоне в районе
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Режим предпринимательской деятельности и
инвестиций в зоне БАМ
Глава III. Таможенное регулирование в зоне БАМ
Глава IV. Налогообложение в зоне БАМ
Глава V. Валютно-финансовое регулирование в Зоне БАМ
Глава VI. Социально-трудовые отношения и вопросы миграции
в Зоне БАМ
Глава VII. Прочие положения
Настоящий Федеральный закон, исходя из большого значения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали для национальных интересов Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации, определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в районе Байкало-Амурской магистрали (далее - Зона БАМ).
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие зоны БАМ
Зона БАМ создается в пределах территории, ограниченной четырехсоткилометровым коридором, образуемым Байкало-Амурской магистралью, в следующих административно-территориальных единицах:
Усть-Кутский, Казачинско-Ленский, Жигаловский, Киренский, Бодайбинский, Мамско-Чуйский районы Иркутской области;
Северо-Байкальский, Баунтовский, Муйский районы Республики Бурятия;
Каларский район Читинской области;
Алданский, Нерюнгринский район Республика Саха (Якутия);
Тындинский, Зейский, Мазановский, Селемджинский районы Амурской области;
Верхнебуреинский, Комсомольский, Амурский, Солнечный, Совгаванский, Ванинский районы, города Амурск, Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.
В Зону БАМ по специальному решению Правительства Российской Федерации, согласованному с администрациями субъектов Российской Федерации могут входить также месторождения полезных ископаемых и иные природные ресурсы в пределах территорий, тяготеющих к зоне БАМ.
Статья 2. Правовые основы создания и функционирования Зоны БАМ
Зона БАМ создается и функционирует в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Развитие Зоны БАМ осуществляется на основе специально Подпрограммы в составе федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, утвержденной Правительством Российской Федерации и Указам Президента Российской Федерации.
Действие настоящего закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в Зоне БАм, распространяется на все организации, зарегистрированные или осуществляющие свою деятельность в Зоне БАМ.
Статья 3. Цели создания Зоны БАМ
Целями создания Зоны БАМ являются:
- формирование условий для устойчивого социального и экономического развития административно-территориальных единиц, входящих в состав Зоны БАМ;
- освоение и эффективное использование природных ресурсов;
- проведение комплексных мер по охране окружающей среды;
- восстановление и углубление экономических связей между субъектами Российской Федерации;
- привлечение в зону БАМ инвестиций и технологий как отечественных, так и зарубежных.
Статья 4. Управление Зоной БАМ
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территории которых расположена Зона БАМ, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, на которые Правительством Российской Федерации возложены функции по координации деятельности, связанной с экономическим развитием этой зоны (далее Компетентный орган), или уполномоченный им орган, руководствуясь настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также Договорами и Соглашениями о разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, на территории которых расположена Зона БАМ осуществляют:
- разработку основных направлений развития зоны БАМ, включая соответствующую федеральную и региональные программы;
- реализацию федеральной и региональных целевых программ развития зоны БАМ;
Глава II. Режим предпринимательской деятельности и
инвестиций в зоне БАМ
Статья 5. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Зоне БАМ
Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в Зоне БАМ, а также предприятий с иностранными инвестициями, независимо от величины их уставного капитала, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с обязательным уведомлением Компетентного органа.
Представительства и филиалы иностранных юридических лиц в Зоне БАМ открываются на основании разрешения Компетентного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Формы осуществления инвестиций
Инвестиции в Зоне БАМ осуществляются в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции в зоне БАМ путем:
- долевого участия в организациях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;
- создания организаций и их филиалов, полностью принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам;
- приобретение имущества, акций и иных ценных бумаг российских организаций;
- предоставление кредитов и иной финансовой помощи;
- приобретение прав пользования землей на основе договоров аренды сроком до 50 лет;
- приобретение прав пользования недрами на основе договоров аренды сроком на 20 лет.
Компетентный орган в соответствии с федеральными и региональными программами развития зоны БАМ рассматривает заявки российских и иностранных инвесторов о реализации инвестиционных проектов и заключает с ними договоры, которые могут предусматривать льготы и гарантии, определяемые нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена зона БАМ.
Порядок рассмотрения заявок о реализации инвестиционных проектов определяется Компетентным органом.
Статья 7. Правовая защита предпринимательской деятельности и инвестиций
Предпринимательская деятельность и инвестиции в Зоне БАМ пользуются правовой защитой государства, которая обеспечивается Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Расторжение или пересмотр условий арендных или иных договоров с инвесторами, в том числе договоров на землепользование и освоение природных ресурсов, допускается только по обоюдному согласию сторон, либо в случаях, предусмотренных федеральным законом и международным договором Российской Федерации.
Иностранным инвесторам гарантируется перевод за границу всех полученных ими доходов, после уплаты соответствующих налогов, в том числе в связи с продажей ими своего имущества.
Правовая защита предпринимательской деятельности и инвестиций в Зоне БАМ осуществляется также путем страхования, в том числе страхования рисков при осуществлении экспортно-импортных сделок, в соответствии с законом Российской Федерации.
Статья 8. Правовое регулирование землепользования и освоения природных ресурсов в Зоне БАМ
В Зоне БАМ на период до 2030 года устанавливается особый порядок землепользования и освоения природных ресурсов, который предусматривает осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и ее Субъектов, в соответствии с целями создания Зоны БАМ.
Отвод земель в Зоне БАМ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена Зона БАМ, по согласованию с Компетентным органом с последующей регистрацией данных землеотводов в соответствующих учреждениях юстиции.
Юридические и физические лица, получившие землеотводы в Зоне БАМ, имеют право осуществлять освоение природных ресурсов в пределах этих землеотводов на основании лицензии и с разрешения Компетентного органа.
Российские и иностранные юридические и физические лица в Зоне БАМ имеют равные права на землепользование и освоение природных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом, в частности, требований, относящихся к рациональному землепользованию и охране окружающей природной среды.
Глава III. Таможенное регулирование в зоне БАМ
Статья 9. Регулирование вывоза за пределы Российской Федерации товаров, произведенных в Зоне БАМ
Товары, произведенные в Зоне БАМ и вывозимые за пределы Российской Федерации, облагаются таможенной пошлиной и другими платежами, взимаемыми при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), по ставке 50% от утвержденных тарифов.
При этом взимание пошлины и другие таможенные платежи, зачисляются на специальные счета Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации, открытые в региональных отделениях Центрального Банка России и используются для финансирования целевых программ развития зоны БАМ.
Статья 10. Порядок определения происхождения товара
Товар считается произведенным в Зоне БАМ, если величина добавленной стоимости составляет не менее 30% его общей стоимости и влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации.
Статья 11. Регулирование ввоза в Зону БАМ товаров, произведенных за пределами Российской Федерации
Товары, произведенные за пределами Российской Федерации, в том числе оборудование и технологии для угольной, горнорудной, химической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, для производства асбеста, глиноземного и калийного сырья, минеральных удобрений, для добычи и переработки драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных и редкоземельных металлов, строительства, для железнодорожного транспорта освобождаются от уплаты ввозных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).
В случае вывоза товаров, указанных в настоящей статье, за пределы Зоны БАМ, невзысканная часть ввозных таможенных пошлин и других платежей взыскивается полностью.
Статья 12. Таможенное оформление и таможенный контроль
Особенности таможенного оформления товаров, указанных в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона, и таможенного контроля за перемещением товаров в Зоне БАМ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Глава IV. Налогообложение в зоне БАМ
Статья 13. Налоговые льготы
Российским и иностранным инвесторам и предпринимателям в Зоне БАМ предоставляются налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, на территории которых расположена зона БАМ.
При этом налог на добавленную стоимость на товары и услуги произведенные в зоне БАМ, включая НДС с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению, при перевозке и перевалке товаров из Зоны БАМ на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальной части таможенной территории Российской Федерации в Зону БАМ не взымается.
Глава V. Валютно-финансовое регулирование в Зоне БАМ
Статья 14. Банковское обслуживание
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена Зона БАМ, Компетентный орган вправе определять на конкурсной основе российские банки, уполномоченные для проведения мероприятий по реализации целевых программ развития Зоны БАМ.
Деятельность иностранных банков на территории Зоны БАМ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке Центральным банком Российской Федерации.
Статья 15. Валютное регулирование
Регулирование валютных операций в зоне БАМ осуществляется Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
При этом на поступления в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг), созданных в Зоне БАМ, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Глава VI. Социально-трудовые отношения и вопросы миграции
в Зоне БАМ
Статья 16. Порядок въезда в Зону БАМ, выезда из зоны БАМ и пребывания на ее территории
Порядок въезда в Зону БАМ, выезда из Зоны БАМ и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
На территории Зоны БАМ действует единый порядок регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 17. Социально-трудовые отношения в Зоне БАМ
Вопросы найма, увольнения режима труда и отдыха, условий и нормирования труда, социальных гарантий и компенсаций регулируются коллективными договорами и индивидуальными контрактами в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Полученные иностранным работником доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться за пределы территории Российской Федерации по желанию такого работника, а доходы, полученные российским работником, могут переводиться за пределы территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Глава VII. Прочие положения
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы Зоны БАМ
Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы зоны БАМ, заключаются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации на территории которых расположена Зона БАМ и компетентным органом.
Статья 19. Ликвидация Зоны БАМ
Ликвидация Зоны БАМ осуществляется на основании Федерального закона, принимаемого по инициативе Правительства Российской Федерации, и с согласия субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена Зона БАМ, в случаях:
а) полного достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
б) невыполнение целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
в) несоответствие функционирования Зоны БАМ национальным интересам Российской Федерации и интересам субъектов Российской Федерации, на территории который расположена зона БАМ.
В случаях принятия Федерального закона о ликвидации Зоны БАМ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ликвидации Зоны БАМ с соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе о защите законных прав и интересов российских и иностранных предпринимателей и инвесторов.
Для субъектов, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона и созданных в Зоне БАМ после вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются установленные настоящим Федеральным законом условия хозяйственной деятельности в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона о ликвидации зоны БАМ.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 21. Приведение в соответствие с настоящим Федеральным законом других нормативных правовых актов Российской Федерации
Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.
Президент
Российской Федерации |
Б.Н.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.