Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А,А, Стародубцевой Л.И,
при секретаре Карлиной О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Александрова В.В. к администрации Янтиковского района Чувашской Республики, администрации *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе администрации Янтиковского района Чувашской Республики на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 12 марта 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А, судебная коллегия
установила:
Александров В.В. обратился в суд с иском к администрации *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о возложении обязанности провести капитальный ремонт жилого дома "адрес" в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что истец на основании договора социального найма от 13 марта 2012 года является нанимателем муниципальной квартиры N в доме "адрес". Квартира N также находится в муниципальной собственности. Собственниками квартиры N в указанном доме являются Моисеев Н.Г. и Краснова Г.Б. на основании договора приватизации от 27 марта 2007 года. Указанный трехквартирный жилой дом,... года постройки, находится в ограниченно-работоспособном состоянии и требует капитального ремонта, что подтверждается актом обследования и заключением межведомственной комиссии от 18 мая 2018 года. Необходимость проведения капитального ремонта жилого дома возникла, начиная с 2006 года, в связи с завершением срока нормальной эксплуатации отдельных конструктивных элементов здания, предусмотренных приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 года N 312.
До приватизации третьими лицами занимаемой ими квартиры N, она находилась в собственности муниципального образования "Янтиковский район Чувашской Республики", в связи с чем обязанность по капитальному ремонту жилого дома лежала на администрации Янтиковского района Чувашской Республики. Данная обязанность не была ею исполнена.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в перечень муниципального имущества, переданного администрацией Янтиковского района Чувашской Республики в собственность *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики, входят и жилые помещения дома "адрес", за исключением квартиры N, принадлежащего на праве собственности третьим лицам, администрация *** сельского поселения приняла неисполненную бывшим наймодателем администрацией Янтиковского района Чувашской Республики обязанность по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Ответственность по капитальному ремонту указанного дома должна быть возложена на администрацию *** сельского поселения как на орган местного самоуправления, принявший на себя обязательства бывшего наймодателя в отношении жилого помещения, которое было приватизировано до проведения капитального ремонта дома. На основании изложенного, просил обязать администрацию *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики в течение года с момента вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт жилого дома "адрес", включающий в себе следующие работы:
- ремонт крыши с заменой пораженных гнилью и поврежденных элементов, антисептированием и антипирированием деревянных элементов, покрытием крыши металлическим профилем;
- ремонт потолков с заменой поврежденных досок и утеплителя;
- ремонт полов с заменой поврежденных лагов и досок, выравниванием и окраской;
- замена оконных переплетов в квартирах N и N;
- ремонт фасада здания с демонтажем старой кирпичной кладки и возведением новой;
- ремонт фундаментов с выравниванием и усилением несущей способности, вертикальной гидроизоляцией, устройством отмостки;
- демонтаж деревянных тамбуров квартир N и N, с возведением новых тамбуров.
По ходатайству истца Александрова В.В. и представителя администрации *** сельского поселения Сормова Н.И, определением суда от 24 декабря 2018 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Янтиковского района Чувашской Республики.
В судебном заседании от 17 января 2019 года истец Александров В.В. изменил исковые требования, просил возложить обязанность выполнить капитальный ремонт жилого дома "адрес" на ответчика - администрацию Янтиковского района Чувашской Республики.
В судебном заседании от 12 марта 2019г. истец Александров В.В. поддержал измененные исковые требования и просил возложить на администрацию Янтиковского района Чувашской Республики обязанность по проведению всех перечисленных в исковом заявлении работ по капитальному ремонту жилого дома "адрес".
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика администрации Янтиковского района Чувашской Республики Ширяев С.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации района просил отказать. Полагает, что обязанность по проведению капитального ремонта муниципальной квартиры лежит на администрации *** сельского поселения, поскольку в настоящее время право собственности на квартиру зарегистрировано за сельским поселением.
В судебном заседании суда первой инстанции от 12.03.2019 представитель администрации *** сельского поселения, извещенный в установленном порядке, не участвовал. В ходе судебного разбирательства разрешение измененных исковых требований Александрова В.В. к администрации Янтиковского района оставил на усмотрение суда.
Третьи лица Моисеев Н.Г, Краснова Г.Б, Гладков Д.И. и Гладков Д.И, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Гладков Д.И. представил суду письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, указав, что исковые требования Александрова В.В. поддерживает.
Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 12 марта 2019 года постановлено: "Обязать администрацию Янтиковского района Чувашской Республики произвести в течение года с момента вступления решения суда в законную силу капитальный ремонт в квартире N многоквартирного дома N по адресу: "адрес", а именно:
- ремонт крыши с заменой пораженных гнилью и поврежденных элементов, антисептированием и антипирированием деревянных элементов, покрытием крыши металлическим профилем;
- ремонт потолка с заменой поврежденных досок и утеплителя;
- ремонт пола с заменой поврежденных лагов и досок, выравниванием и окраской;
- замена оконных переплетов;
- ремонт фасада здания с демонтажем старой кирпичной кладки и возведением новой;
- ремонт фундаментов с выравниванием и усилением несущей способности, вертикальной гидроизоляцией, устройством отмостки;
- демонтаж деревянного тамбура квартиры N, с возведением нового тамбура в соответствии с требованиями приложения N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в определенном администрацией Янтиковского района Чувашской Республики порядке за счет средств бюджета Янтиковского района Чувашской Республики.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Дополнительным решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 3 июня 2019 года постановлено: "Александрову В.В. в удовлетворении исковых требований в части возложения на администрацию *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения отказать".
Не согласившись с решением суда, администрация Янтиковского района Чувашской Республики подала на него апелляционную жалобу по мотиву незаконности и необоснованности. В жалобе указывают, что в соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации такие виды работ как капитальный ремонт крыши, фасада здания и фундаментов, демонтаж деревянного тамбура квартиры N, с возведением нового тамбура, должны производиться за счет средств фонда капитального ремонта на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома. Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что многоквартирный дом "адрес" был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда по состоянию на 19 апреля 2007 года, в связи с чем проведение капитального ремонта не может быть возложено на администрацию района. Также полагают, что обязанность осуществить ремонт потолка и пола, замену оконных переплетов относится к капитальному ремонту муниципальной квартиры, соответственно должна быть возложена на администрацию *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики как на наймодателя по договору социального найма, заключенному с истцом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Янтиковского района Чувашской Республики Ширяев С.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы на решение суда. При этом суду пояснил, что не оспаривают, что на момент судебного разбирательства на основании заключения о техническом обследовании ООО "... " от 12.03.2018г. и принятого на основании него заключения межведомственной комиссии от 18 мая 2018г. трехквартирный жилой дом "адрес", а также муниципальная квартира N в указанном доме нуждаются в проведении капитального ремонта. Вместе с тем полагают, что по состоянию на 2007г. (на момент приватизации квартиры N) капитальный ремонт жилого дома не требовался. Также по их мнению, не требовался капитальный ремонт квартиры N по состоянию на 2012г, когда муниципальная квартира была передана на баланс администрации сельского поселения. Полагает, что капитальный ремонт крыши, фасада и фундамента как общего имущества трехквартирного жилого дома должен проводиться за счет средств Фонда капитального ремонта Чувашской Республики в рамках Территориальной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Чувашской Республики. По его мнению, обязанность по проведению капитального ремонта муниципальной квартиры N лежит на администрации сельского поселения. Какого-либо ходатайства о назначении судебной строительно-технической экспертизы по вопросу о нуждаемости жилого дома в проведении капитального ремонта на различные периоды не заявляют, просят разрешить спор по имеющимся доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции глава администрации *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики Сормов Н.И. суду пояснил, что по результатам экспертного заключения ООО "... ", положенного в основу заключения межведомственной комиссии рассматриваемый жилой дом "адрес" нуждается в капитальном ремонте, это относится также к квартире N. Подтвердил, что данный жилой дом не вошел в Территориальную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по Чувашской Республике, т.к. дом является трехквартирным, взносы на капитальный ремонт не уплачиваются и не аккумулируются на каком-либо счете. Какого-либо ходатайства о назначении судебной строительно-технической экспертизы по вопросу о нуждаемости жилого дома в проведении капитального ремонта на различные периоды не имеют. В письменных возражениях, просят апелляционную жалобу администрации Янтиковского района оставить без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов о том, что ремонт потолка, пола, замены оконных блоков муниципальной квартиры должна быть возложена на сельское поселение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Александров В.В. возражал против доводов апелляционной жалобы администрации Янтиковского района Чувашской Республики, полагает, что проведение капитального ремонта общего имущества дома и квартиры должно быть возложено на администрацию Янтиковского района ЧР.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив решение суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Александров В.В. является нанимателем муниципального жилого помещения по адресу: "адрес", на основании договора социального найма от 13 марта 2012 года, согласно похозяйственной книге год прибытия - 2006г.
Дом "адрес" представляет собой одноэтажный многоквартирный жилой дом,... года постройки, состоящий из трех жилых квартир: квартира N (частная собственность) - принадлежит на праве собственности Красновой Г.Б, Моисееву Н.Г. на основании договора передачи (приватизации) от 27.03.2007г.; квартиры N и N являются муниципальной собственностью ( с 02.03.2012г. зарегистрировано в ЕГРН право собственности *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики, переданы на баланс администрацией Янтиковского района Чувашской Республики).
Межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики от 22 декабря 2016 года N, на основании акта обследования от 18 мая 2018 года по результатам заключения по комплексному обследованию технического состояния жилого дома ООО "... " от 12.03.2018г. приняла заключение от 18 мая 2018г. о выявлении оснований для признания многоквартирного дома в ограниченно-работоспособном состоянии в соответствии с ГОСТ 31937-2011, имеет общий износ 58,11%. Требуется проведение капитального ремонта здания.
Согласно указанному заключению межведомственной комиссии от 18 мая 2018 года, снаружи стены облицованы силикатным кирпичом, внутри обшиты фанерой. Газоснабжение, электроосвещение, водопровод имеются. Канализация - централизованная. Отопление индивидуальное, котлы на природном газе. В результате осмотра установлено, что имеются дефекты и повреждения, свидетельствующие о неравномерной осадке фундамента здания, искривлении стен здания, уклон полов в пределах комнат. В квартирах N и N деревянные оконные переплеты - шелушение краски, поражены деструктивной гнилью. Наружная облицовка из кирпичной кладки имеет сквозные вертикальные, наклонные трещины. Отмостка здания отсутствует, происходит замачивание основания фундамента ливневыми и талыми водами. Вертикальная гидроизоляция фундаментов отсутствует. Чердачное перекрытие имеет локальное поражение деструктивной гнилью древесины. Пристроенные деревянные каркасные тамбуры квартир N и N, обшитые досками и гладким шифером, находятся в аварийном состоянии.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По смыслу указанной нормы обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
При этом юридически значимыми обстоятельствами по делу являются факт нахождения многоквартирного дома в состоянии, требующем его капитального ремонта, на момент приватизации квартир, и неисполнение ответчиком как наймодателем жилых помещений в доме обязанности по проведению капитального ремонта дома на момент бесплатной передачи жилых помещений в собственность.
Ранее действовавшим до 01 марта 2005 года Жилищным кодексом РСФСР предусматривалось, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории (статья 141 Жилищного кодекса РСФСР).
Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета (статья 149 Жилищного кодекса РСФСР). Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан, осуществляется за счет собственных средств владельцев квартир (статья 149.1Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с требованиями статьи 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Частью 2 ст. 190.1 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 166 ЖК РФ к указанному перечню работ по капитальному ремонту относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Из совокупного толкования вышеизложенных правовых норм следует, что на администрацию Янтиковского района Чувашской Республики, осуществлявшего функции бывшего наймодателя, предусмотрено возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома по перечню работ, перечисленных в ч.1 ст. 166 ЖК РФ в случае подтверждения факта нахождения многоквартирного дома "адрес" в состоянии, требующем его капитального ремонта, на момент первой приватизации квартиры в доме, т.е. по состоянию на 19 апреля 2007 года. В трехквартирном доме квартиры N и N являются муниципальной собственностью.
Из заключения о техническом обследовании ООО "... " от 12.03.2018г, акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 18 мая 2018г. следует, что трехквартирный жилой дом "адрес" представляет собой бескаркасное стеновое здание (сруб из бруса), 1986 года постройки.
Согласно сообщения администрации Янтиковского района ЧР, в спорном жилом жилой доме... года постройки, со дня его возведения капитальный ремонт не производился. Из перечисленных в ч.1 ст. 166 ЖК РФ работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома истцом в рамках настоящего дела предъявлены требования о проведении работ по капитальному ремонту крыши, фасада, фундамента многоквартирного жилого дома.
Приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 года N 312 утверждены "Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ( "ВСН 58-88 (р)). В соответствии с приложением 3 к указанному Положению следует, что минимальная продолжительность эффективности здания (в том числе жилого дома) со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с деревянными перекрытиями при нормальной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет 10-15 лет.
По состоянию апрель 2007г, на момент приватизации первой квартиры в доме с деревянными перекрытиями срок для проведения капитального ремонта наступил, однако капитальный ремонт в доме не проводился.
Кроме того, по результатам заключения по комплексному обследованию технического состояния жилого дома ООО "... " от 12.03.2018г, положенного в основу заключения Межведомственной комиссии от 18 мая 2018г, установлено, что необходимость капитального ремонта фундамента, гидроизоляции фундамента обусловлены также ошибками при возведении здания, а фасада дома, в том числе недостатками проекта.
В ходе судебного разбирательства как администрация района, так и администрация сельского поселения не оспаривают заключение по комплексному обследованию технического состояния жилого дома ООО "... " от 12.03.2018г, которое положено межведомственной комиссией при органе местного самоуправления в основу заключения о нуждаемости здания жилого дома в капитальном ремонте.
Оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия полагает подтвержденным довод стороны истца о том, что у бывшего наймодателя по состоянию на апрель 2007г. имелись обязательства по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома: в виде проведения работ по капитальному ремонту крыши, фасада, фундамента (из перечня в ч.1 ст. 166 ЖК РФ) в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ст. 190.1 ЖК РФ.
Юридическое значение имеет обстоятельство того, что спорный жилой дом "адрес" не включен в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014-2043 годы, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014г. N77.
Соответственно, сроки проведения капитального ремонта не могут определяться в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Также ввиду невключения жилого дома в республиканскую программу способ проведения капремонта общего имущества многоквартирного дома путем перечисления бюджетных средств администрации Янтиковского района на счет регионального оператора невозможен.
Исходя из характера и объема работ, необходимости соблюдения разумных сроков судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию Янтиковского района Чувашской Республики обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома "адрес" в виде проведения работ по капитальному ремонту крыши, фасада, фундамента в срок по 31 декабря 2020 года. Указанное обстоятельство не является препятствием по проведению работ по капитальному ремонту в соответствии с разработкой проектной документации и привлечения подрядчика.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, установлены положениями статей 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан, в том числе осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (пункт 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N170, предусмотрен примерный Перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, указанный в приложении N8.
Необходимость проведения капитального ремонта муниципальной квартиры N в жилом доме "адрес" в виде проведения капитального ремонта полов, потолков, замены оконного блока, устройства нового тамбура подтверждается заключением о техническом обследовании ООО "... " от 12.03.2018г, актом обследования и заключением межведомственной комиссии от 18 мая 2018г. Обстоятельство необходимости проведения указанных работ по капитальному ремонту муниципальной квартиры не оспаривается как администрацией района, так и администрацией сельского поселения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Янтиковского района о том, что обязанность по проведению капитального ремонта муниципальной квартиры на территории сельского поселения возложена на администрацию Янтиковского сельского поселения, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона 27.05.2014 N 136-ФЗ, Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21. 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 14 этого же Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Соответственно, вопросы местного значения, закрепленные в пункте 6 части 1 ст. 14 указанного федерального закона (обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством) относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.
При этом частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции на момент предъявления иска и судебного разбирательства) предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Аналогичные положения изложены и в Законе Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 к вопросам местного значения городского поселения относится вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно частям 4 и 5 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N19 вышеперечисленные вопросы в области жилищного законодательства на территориях сельских поселений не отнесены к компетенции сельских поселений, а решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Какого-либо соглашения, предусматривающего передачу полномочий по решению указанных вопросов местного значения между *** сельским поселением Янтиковского района и администрацией Янтиковского района не имеется.
Из приведенных положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ и Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 следует, что применительно к заявленному спору вопрос об осуществлении капитального ремонта муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, а не компетенции сельского поселения.
Более того, из материалов дела следует, что на момент передачи 02.03.2012г. муниципальной квартиры N в доме "адрес" из баланса администрации Янтиковского района на баланс *** сельского поселения у администрации района имелись неисполненные обязательства по осуществлению капитального ремонта муниципальной квартиры.
При разрешении спора судом первой инстанции не учтено, что Александровым В.В. в рамках настоящего дела были заявлены требования как о проведении капитального ремонта трехквартирного жилого дома из перечня, предусмотренного в ч.1 ст. 166 ЖК РФ (по капитальному ремонту крыши, фасада, фундамента), которые относятся к многоквартирному дому, так и проведении работ по капитальному ремонту полов, потолков, замены оконного блока, устройства тамбура муниципальной квартиры N в доме.
Соответственно, возложение обязанности по проведению капитального ремонта только в квартире N в виде ремонта фундамента, крыши, фасада здания, не основано на требованиях действующего законодательства, на заключении по комплексному обследованию технического состояния жилого дома ООО "... " от 12.03.2018г, заключении Межведомственной комиссии от 18 мая 2018г, а также не соответствует требованиям строительных норм и правил.
На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 12 марта 2019 года изменить и возложить на администрацию Янтиковского района Чувашской Республики обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома "адрес" в виде проведения работ по капитальному ремонту крыши, фасада, фундамента в срок по 31 декабря 2020 года; а также возложить обязанность по проведению капитального ремонта квартиры N в указанном доме в виде проведения капитального ремонта полов, потолков, замены оконного блока, устройства тамбура в срок по 31 декабря 2020 года.
Определяя сроки проведения капитального ремонта, судебная коллегия исходит из необходимости соблюдения разумных сроков выполнения работ по капитальному ремонту, требований СНиПов и обеспечения баланса интересов сторон.
Исковые требования Александрова В.В, относящиеся к выполнению работ по капитальному ремонту другой муниципальной квартиры (полов, оконных блоков и др.) подлежат оставлению без удовлетворения.
В остальной части апелляционная жалоба администрации Янтиковского района Чувашской Республики подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 12 марта 2019 года изменить и изложить в следующей редакции:
"Возложить на администрацию Янтиковского района Чувашской Республики обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома "адрес" в виде проведения работ по капитальному ремонту крыши, фасада, фундамента в срок по 31 декабря 2020 года.
Возложить на администрацию Янтиковского района Чувашской Республики обязанность по проведению капитального ремонта квартиры N жилого дома "адрес" в виде проведения капитального ремонта полов, потолков, замены оконного блока, устройства тамбура в срок по 31 декабря 2020 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Александрова В.В. к администрации Янтиковского района Чувашской Республики, администрации *** сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики отказать".
В остальной части апелляционную жалобу администрации Янтиковского района Чувашской Республики оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.