Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Казаковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Толстовой О.А. к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании незаконным отказа во включении в список лиц из числа детей-сирот для предоставления жилого помещения, возложении обязанности включить в указанный список, поступившее по апелляционной жалобе Толстовой О.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Толстова О.А. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании незаконным отказа во включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, изложенного в ответе от 13 марта 2019 года, и возложении обязанности включить в данный список.
Требования мотивированы тем, что истец Толстова (до брака Николаева)О.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Решением Исполнительного комитета Таутовского сельского Совета Аликовского района Чувашской АССР от 6 октября 1988 года опекуном над истцом была назначена ФИО3, проживающая в дер. "... " Аликовского района Чувашской АССР. Тогда же она была включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Аликовского района Чувашской Республики. Поскольку в настоящее время она работает и проживает в г. Чебоксары, и своего жилья не имеет, то обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке на учет и включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Письмом заместителя главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 марта 2019 года Толстовой О.А. отказано во включении в данный список в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие, что Ленинский район г. Чебоксары является местом выявления и первичного учета, местом жительства, местом нахождения ранее занимаемых жилых помещений, и в связи достижением возраста "... " лет. Истец полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ она подлежит включению в список детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения с даты, с которой она начала состоять в списке детей-сирот в администрации Аликовского района Чувашской Республики.
В судебном заседании истец Толстова О.А. и ее представитель - адвокат Краснов О.Б. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Пленкина Н.В. и представитель третьего лица администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Крупякова А.В. исковые требования не признали, пояснив, что истец не реализовала свое право на обращение до достижения возврата 23 лет, и утратила его. По вопросу постановки на учет истцу необходимо было обращаться своевременно в администрацию Аликовского района Чувашской Республики.
Третьи лица администрация Аликовского района Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований Толстовой О.А. отказано.
Указанное решение обжаловано истцом Толстовой О.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Толстовой О.А. и ее представителя адвоката Краснова О.Б, поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Петровой Г.А, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Толстова (до брака Николаева) О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце ФИО1 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением Исполнительного комитета Таутовского сельского Совета Аликовского района Чувашской АССР от 6 октября 1988 года опекуном над несовершеннолетней Николаевой О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена ФИО3 проживающая в дер. "... " Аликовского района Чувашской АССР.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Толстова О.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "... ", с 1 сентября 2017 года по 30 августа 2019 года.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Толстовой О.А. на объекты недвижимого имущества.
Из сообщения администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 марта 2019 года следует, что Толстовой О.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие, что Ленинский район г. Чебоксары является местом выявления и первичного учета, местом жительства, местом нахождения ранее занимаемых жилых помещений, и в связи достижением возраста "... " лет.
Из ответа администрации Аликовского района Чувашской Республики от 17 апреля 2019 года следует, что в органе опеки и попечительства администрации Аликовского района отсутствует учетное дело на Толстову (Николаеву) О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Имеются сведения о Толстовой (Николаевой) О.А. в книге настольного реестра подопечных несовершеннолетних Аликовского района Чувашской АССР.
Разрешая спор, установив, что до достижения возраста 23 лет Толстова О.А. не реализовала свое право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, а на момент обращения с таким заявлением к ответчику она достигла "... " лет и, соответственно, утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности включить ее в такой список.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Действительно, с учетом возраста Толстовой О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ею возраста 24 лет вопрос об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировался статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерацией и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции действовавшей до вступления в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ). При этом на момент введения новой редакции статьи 8 указанного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года Толстовой О.А. уже исполнилось "... " год. Вследствие этого подлежат применению нормы материального права с учетом действия федерального закона во времени применительно к спорным правоотношениям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) было закреплено: "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм".
Соответственно до достижения истцом 24 лет статья 8 указанного Федерального закона действовала в вышеизложенной редакции. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно было при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения и носило заявительный характер с письменным обращением таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Гарантии и основания обеспечения жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года, расширены.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не обращавшиеся за реализацией указанного права, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, то есть если бы Толстова О.А. в возрасте до 23 лет в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) имела право на внеочередное получение жилья в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения, обращалась с заявлением о принятии ее на учет для получения жилья, принята на учет органами местного самоуправления (либо ей незаконно отказано в принятии на такой учет).
Однако совокупность изложенных обстоятельств по рассматриваемому делу не подтверждается.
Из материалов дела следует, что Толстова О.А. достигла возраста 23 лет - ДД.ММ.ГГГГ года. При этом из пояснений истца Толстовой О.А. следует, что до 1998 года она была зарегистрирована и проживала по месту жительства ФИО3 в жилом доме по адресу: "... ", то есть за истцом фактически было закреплено жилое помещение, то с учетом действующего на тот момент правового регулирования вопрос об обеспечении истца жильем во внеочередном порядке как сироты органами опеки и попечительства не ставился. Толстова О.А. не состояла на учете на обеспечение жильем во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот в соответствии с прежним законодательным регулированием.
Между тем за реализацией своего права на получение жилого помещения в льготном порядке как лицо, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в орган местного самоуправления истец Толстова О.А. впервые обратилась с письменным заявлением только в 2019 году в возрасте "... " лет.
Доказательств уважительности причин не обращения с заявлением о постановке на учет на получение жилья как сироте до указанного возраста материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом в исковом заявлении и выраженную в судебном заседании позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает, поскольку ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Толстовой О.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.