Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Савелькиной Г.О., судей Орловой И.Н., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Карлиной О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Захарова Сергея Юрьевича, Романова Павла Валерьевича о признании незаконным решения администрации г.Чебоксары Чувашской Республики об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме шествия, поступившее по апелляционной жалобе Романова П.В., являющегося также представителем Захарова С.Ю., на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Захаров С.Ю. обратился в суд с административным иском, с учетом последующего дополнения, о признании незаконным и необоснованным решения администрации г.Чебоксары Чувашской Республики об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме шествия, изложенного в письме от 27 июня 2019 года N 3-7545.
Романов П.В. обратился в суд с аналогичным, но самостоятельным административным иском, в котором также, с учетом последующего дополнения, просил незаконным и необоснованным решения администрации г.Чебоксары Чувашской Республики об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме шествия, изложенный в письме от 27 июня 2019 года N 3-7545.
Требования мотивированы тем, 25 июня 2019 года Захаров С.Ю. и Романов П.В, как лица, уполномоченное организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, направили в администрацию г.Чебоксары уведомление о проведении публичного мероприятия, назначенного на 7 июля 2019 года с 12.30 до 14.00 часов по следующему маршруту: "данные изъяты" с предполагаемым количеством участников 50 человек. Письмом от 27 июня 2019 года N 3-7545 администрация г.Чебоксары незаконно отказала согласовать указанное публичное мероприятие на основании положений ч.1 ст.5 Закона Чувашской Республике от 30 ноября 2012 года N 77 "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", устанавливающих места в Чувашии, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, поскольку по указанному маршруту шествия регулярно проводятся. Администрация г. Чебоксары не привела веских причин для отказа, кроме промера расстояния между зданиями по предполагаемому маршруту шествия, не обратила внимание на вид публичного мероприятия, связанного лишь с прохождением, а не длительным присутствием на одном месте, не предложила иное место и маршрут шествия заявленного публичного мероприятия.
Определением суда от 16 июля 2019 года административные дела по административным искам Романова Р.П. и Захарова С.Ю. объедены в одно производство.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Романов П.В. и его представитель Гаврилов С.Н. требования поддержали.
Административный истец Захаров С.Ю, представитель администрации г.Чебоксары Чувашской Республики в судебном заседании и не присутствовали.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, Романов П.В, являющийся также представителем Захарова С.Ю, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Чебоксары Гаврилов С.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято два вида решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая настоящий спор и отказывая административным истцам в удовлетворении их требований, районный суд обоснованно исходил из отсутствия оснований для их удовлетворения.
Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях") проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия (п. 7 ст. 2 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1). Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона.
Перечень мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, установлен ч 2 ст.8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно ч.2.2 этой же статьи в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 5 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года N 77 "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (далее Закон Чувашской Республики "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований") дополнительно к местам, названным в Федеральном законе, установлены места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается.
В частности, дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, устанавливаются следующие места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается:
1) вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки и территории, прилегающие к ним на расстоянии менее 50 метров;
2) здания, занимаемые детскими, образовательными, культурными, медицинскими, физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями, а также относящиеся к ним объекты и сооружения, и территории, прилегающие к ним на расстоянии менее 50 метров;
3) детские и спортивные площадки;
4) культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), и территории, прилегающие к ним на расстоянии менее 50 метров;
5) здания, занимаемые государственными органами и органами местного самоуправления, и территории, прилегающие к ним на расстоянии менее 30 метров;
6) территория, прилегающая на расстоянии менее пяти метров к подъездам жилых домов.
Проведение собраний и митингов запрещается также на автомобильных дорогах общего пользования.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2019 года в администрацию г. Чебоксары поступило от Захарова С.Ю. (организатор) уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия, назначенного на 7 июля 2019 года с 12:30 до 14.00 часов по маршруту и месту проведения публичного мероприятия: "данные изъяты". Предполагаемое количество участников - 50 человек.
Целью проведения публичного мероприятия было заявлено: "открытое требование отставки в адрес действующего президента Российской Федерации В.В. Путина, ушедшего от заданных вопросов граждан по прямой линии в эфире государственного канала 20 июня 2019 года, касающихся тотального падания уровня жизни в России обнищания населения". Лицом, уполномоченным заявителем выполнять распорядительный функции по организации и проведению публичного мероприятия, указан, в том числе, Романов П.В.
Рассмотрев данное уведомление, администрация г.Чебоксары в письменном ответе от 27 июня 2019 года N 3-7545 сообщила, что, по указанному в уведомлении направлению маршрута движения публичного мероприятия: "данные изъяты", расположены здания торговых центров, образовательных учреждений, органов исполнительной власти и местного самоуправления: "данные изъяты". Исходя из дежурного плана г.Чебоксары с промерами по "данные изъяты" следует, что от двухэтажного нежилого здания по адресу "адрес" до четырехэтажного жилого здания по адресу: "адрес" промер составляет 70,250 метров; от четырехэтажного здания по адресу "адрес" до четырехэтажного здания по адресу "адрес" промер составляет 40,250 метров; от четырехэтажного здания по адресу "адрес" до остановки общественного транспорта "данные изъяты" с другой стороны дороги промер составляет 45,50 метров; от четырехэтажного здания по адресу "адрес" до четырехэтажного здания по адресу "адрес" промер составляет 20,80 метров; от церкви по адресу "адрес" до бордюра через дорогу промер составляет 60,40 метров.
Следовательно, проведение публичного мероприятия запланировано на территориях, где проведение данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.5 Закон Чувашской Республики "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", запрещено.
Таким образом, из дела следует, что уведомление заявителя рассмотрено административным ответчиком в пределах своих полномочий, в установленном порядке, своевременно и в установленные законом сроки направлен ответ, содержащий обоснование невозможности согласования проведения публичного мероприятия в заявленном в уведомлении месте.
По смыслу же ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административных истцов.
Соответственно, поскольку судом не было установлено вины административного ответчика, незаконности в его действиях или незаконного бездействия, оснований для удовлетворения административного иска, вопреки доводам, изложенным как в административном иске, так и в апелляционной жалобе, у районного суда не имелось.
Что касается доводов административных истцов о том, что в нарушение требований закона административный ответчик не предложил альтернативного места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий, ограничив тем самым их права, установленные ст.ст. 10, 11, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, то они основанием для удовлетворения заявленного ими иска являться не могут, поскольку в данном случае оспариваемый ответ администрации г.Чебоксары Чувашской Республики решением о запрете на проведение публичных мероприятий либо отказом в их проведении, не является, и позволял административным истцам решить вопрос о согласовании иного места проведения мероприятия, после чего реализовать гарантированное им ст. 31 Конституции Российской Федерации право на проведение публичного мероприятия в порядке, установленном законом.
Следовательно, несостоятельными являются и доводы административных истцов о неправомерности отказа проведении публичного мероприятия со ссылкой на то, что администрация г.Чебоксары Чувашской Республики не учла форму избранного ими публичного мероприятия в форме шествия, предусматривающего лишь прохождение граждан по заранее определенному маршруту, а не длительное присутствие на одном месте.
Не влекут отмены постановленного по делу решения и доводы апелляционной жалобы о том, что ранее по указанному в уведомлении маршруту уже проводились публичные мероприятия в форме шествия, что подтверждается, как полагает ее автор, постановлениями Главы администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2016 года N 960 и от 27 апреля 2017 года N 1056, поскольку данными постановлениями временные ограничения движения и стоянки транспортных средств устанавливались в целях обеспечения безопасности дорожного движения и организации транспортного обслуживания населения на время проведения публичных мероприятий, посвященных празднику весны и труда от 1 мая 2016 года, и велопробега 6 мая 2017 года, соответственно.
Согласно же ч. 2 ст. 1 Закона Чувашской Республики "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" его действие не распространяется на мероприятия, проводимые по решению органов государственной власти Чувашской Республики или органов местного самоуправления в связи с празднованием дней воинской славы и памятных дат России, нерабочими праздничными днями, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Велопробег является спортивным мероприятием порядок организации и проведения которого, нормами ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закона Чувашской Республики "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" также не регулируется.
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости переоценки доказательств, из которых исходил суд первой инстанции при постановке своих выводов, которые не основаны на нормах процессуального закона.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Романова П.В, являющегося также представителем Захарова С.Ю, на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 июля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Г.О. Савелькина
Судьи И.Н. Орлова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.