Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Копыловой Елены Петровны об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Копылова Е.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 3 февраля 2014 года в размере его рыночной стоимости, равной 863 076 руб.
В обоснование заявленного требования указано, что административный истец является собственником нежилого здания площадью 173,8 кв.м с кадастровым номером N, расположенного на указанном земельном участке, находящемся в неразграниченной государственной собственности. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 3 февраля 2014 года составила 1 497 654 руб. 12 коп. Однако согласно отчету об оценке от 1 июля 2019 года N 105-2019, составленному ООО "Эксперт-сервис", рыночная стоимость указанного объекта по состоянию на 3 февраля 2014 года составляла 863 076 руб. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника нежилого здания, расположенного на этом земельном участке, имеющего право на его выкуп, так как выкупная цена определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка. Несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости ведет к необоснованному увеличению цены объекта при заключении договора купли-продажи без проведения торгов.
Определением суда от 2 сентября 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии.
В судебном заседании представитель административного истца Копыловой Е.П. - Стариков И.Г. заявленное требование просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии Молоствова М.Г. и представитель заинтересованного лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Сафронова О.С. удовлетворение заявленного требования оставили на усмотрение суда.
Административные ответчики - Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованное лицо - администрация г.Чебоксары, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав объяснения участников процесса, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), в соответствии с которым государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не чаще чем один раз в течение трех лет. Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (статьи 24.11, 24.12, 24.13).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в этом случае признается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзацы первый и второй статьи 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Материалами дела установлено, что Копыловой Е.П. на праве собственности принадлежит нежилое здание - торговый павильон площадью 173,8 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена регистрационная запись N N от 10 октября 2007 года.
Указанный торговый павильон расположен на земельном участке с кадастровым номером N площадью 426 кв.м.
Из представленных административным истцом доказательств следует, что 17 сентября 2018 года между администрацией г.Чебоксары (арендодатель) и Копыловой Е.П. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 426 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для эксплуатации торгового павильона, срок аренды земельного участка установлен до 20 июня 2067 года. Государственная регистрация договора аренды произведена 12 октября 2018 года, номер регистрации N.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 3 февраля 2014 года составляет 1 497 654, 12 руб.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 23 января 2014 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N396, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики, выполненные по состоянию на 1 января 2013 года.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку административный истец Копылова Е.П. как собственник нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, имеет исключительное право на выкуп названного земельного участка, ее право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка подтверждается тем, что в силу положений пункта 1 статьи 2, пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" выкупная цена такого участка должна исчисляться исходя из его кадастровой стоимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости 30 августа 2019 года.
Сведений о том, что на момент обращения административного истца в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, в материалы дела ответной стороной не представлено и судом не установлено.
В этой связи пропущенный административным истцом соответствующий пятилетний срок подлежит восстановлению.
Согласно абзацу 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно представленному в дело отчету об оценке объекта недвижимости от 1 июля 2019 года N 105-2019, составленному ООО "Эксперт-сервис", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 3 февраля 2014 года составляет 863 076 руб.
Оснований не доверять выводам, изложенным в названном отчете об оценке, у суда не имеется, так как они мотивированы, обоснованы. Оценщик Рыбников А.М, проводивший исследование, имеет необходимую квалификацию и длительный стаж работы в области оценочной деятельности, состоит в обществе саморегулируемой организации оценщиков и его ответственность застрахована в установленном законом порядке. Составленный им отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Выводы оценщика объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе. Из отчета об оценке следует, что оценщик использовал сравнительный подход, который является корректным и уместным при проведении оценки; информация, использованная для расчетов, достаточна и достоверна, расчеты проведены корректно, в том числе при выборе объектов-аналогов, при расчете поправочных коэффициентов к их стоимостям. Отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке объекта оценщиком обоснован и сомнений не вызывает. Отчет об оценке содержит описание основных ценообразующих факторов, в приложении к отчету содержатся копии документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, имеются ссылки на объявления о продаже аналогов, приложены скриншоты объявлений, указаны адреса сайтов, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения, к объектам - аналогам применены соответствующие корректировки.
Кроме того, в ходе производства по делу стороны, заинтересованные лица какие-либо замечания к указанному отчету об оценке не заявляли.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что представленный в дело отчет отвечает требованиям относимости и допустимости и выводы, изложенные в нем, служат основанием для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 3 февраля 2014 года в размере 863076 руб.
В силу ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 30 августа 2019 года.
Таким образом, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является 30 августа 2019 года, пересмотренная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2019 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установленная кадастровая стоимость согласно положениям статей 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Копыловой Елене Петровне пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 3 февраля 2014 года в размере 863 076 (восемьсот шестьдесят три тысячи семьдесят шесть) рублей на период до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.В. Филимонова
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.