Обоснование необходимости принятия Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О науке и государственной научно-технической политике"
В пункте 1 статьи 11 "Основные цели и принципы государственной научно-технической политики" Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" в качестве одной из целей государственной политики названа цель: "упрочнения взаимосвязи науки и образования", а в пункте 2 той же статьи в качестве одного из важнейших принципов осуществления государственной политики в этой сфере назван принцип: "интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности". С такими подходами применительно к системе высшего и послевузовского профессионального образования нельзя не согласиться, поскольку участие в научной деятельности всех категорий обучающихся лиц и профессорско-преподавательского состава системы высшей школы является объективным и необходимым условием для решения задач эффективного использования научно-технического потенциала этой системы в интересах развития всех отраслей экономики. При этом обеспечивается необходимое современному уровню развития науки и техники качество подготовки специалистов, решается задача воспроизводства научных и научно-педагогических кадров.
Названные нормы статьи 11 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" в контексте с иными нормами этого же закона остаются декларативными, поскольку не имеют механизмов их реализации. В частности, абзац 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона вводит классификацию научных организаций. Согласно этой классификации вузы здесь не названы в качестве одного из субъектов, которые вправе осуществлять научную и (или) научно-техническую деятельность, как это предусмотрено Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в то время, как профессорско-преподавательский состав государственных вузов в настоящее время по количеству докторов и кандидатов наук намного превосходит Российскую академию наук. Именно по этой причине в числе субъектов научной и научно-технической деятельности несомненно должны были бы быть включены и государственные вузы. Наделение вуза статусом не только образовательной, но и научной организации полностью согласуется с актами ООН и ЮНЕСКО.
Отмеченное упущение фактически исключило государственные высшие учебные заведения из сферы действия рассматриваемого Федерального закона о науке, поскольку эти "особые" субъекты научной деятельности, даже располагая высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами, не признаны субъектами научной деятельности.
На основании изложенного предлагается в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" внести изменения и дополнения, предусматривающие признание научными организациями образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и норму, уточняющую особенность аккредитации высших учебных заведений.
Учитывая, что вопросы налогообложения для высших учебных заведений решены иным законодательством, введение в действие указанных изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует дополнительных выделений средств из федерального бюджета, а будет способствовать дальнейшему развитию научного потенциала вузов и повышению качества подготовки их выпускников.
Член Совета Федерации |
В.В.Сударенков |
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной
научно-технической политике"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной и научно-технической политике" не потребует дополнительного выделения средств из федерального бюджета. Это обусловлено тем, что действующее в настоящее время налоговое законодательство предусматривает весьма широкую систему льгот научным организациям и высшим учебным заведениям, осуществляющим научную и (или) научно-техническую деятельность.
Предлагаемые изменения и дополнения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" фактически не увеличивает числа льгот уже предоставляемых высшим учебным заведениям действующим законодательством об образовании, а направлено на стимулирование научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях, распространению в образовательном процессе информации о последних достижениях в науке и технике, активизации подготовки специалистов высшей квалификации для научных учреждений и системы высшего профессионального образования.
Член Совета Федерации |
В.В.Сударенков |
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, иных нормативно-правовых
документов отмены, изменения или дополнения которых требует принятие
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О науке и государственной научно-технической политике"
1. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1291 "Положение о государственной аккредитации научных организаций".
Член Совета Федерации |
В.В.Сударенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.