Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Дубинина А.И.
судей
Луневой С.П, Турлаева В.Н.
с участием секретаря
Костина Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" - Марченко Р.А.
на решение Советского районного суда "адрес" от 28 июня 2019 года,
по иску Исмаилова И.А, Исмаиловой Г.Ф, Исмаилова К.И. и Исмаилова И.И. к администрации Советского городского округа "адрес", Министерству жилищно-коммунального хозяйства "адрес" и Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по "адрес" о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации и обязании включить в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов
заслушав доклад судьи Дубинина А.И,
установила:
Исмаилова И.А, Исмаиловой Г.Ф, Исмаилова К.И. и Исмаилова И.И. обратились в суд с иском к администрации Советского городского округа "адрес", Министерству жилищно-коммунального хозяйства "адрес" и Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по "адрес" о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации и обязании включить в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов.
В обоснование исковых требований указано, что истцы проживали в "адрес", которая принадлежит Исмаилова И.А. на праве собственности. Дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории "адрес" в мае 2017 года, в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории.
В результате возникшей чрезвычайной ситуации дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. Истец Исмаилова И.А. обратился в установленном порядке с заявлением в администрацию Советского городского округа "адрес" о включении его и членов семьи в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата, однако им было отказано во включении в указанный список, в связи с тем, что представленные правоустанавливающие документы на утраченное жилое помещение оформлены после чрезвычайной ситуации, не представлено правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено утраченное помещение.
Просили суд признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате наводнения в "адрес" в мае 2017 года и обязать администрацию района, включить их в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Обжалуемым решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Исмаилова И.А, Исмаиловой Г.Ф, Исмаилова К.И. и Исмаилова И.И. - удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" Марченко Р.А. просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Министерство жилищно-коммунального хозяйства "адрес" с решением суда не согласно, считает его необоснованным и не соответствующим нормам действующего законодательства Российской Федерации. Указывает, что в результате изучения представленного истцами пакета документов, было выявлено, что право собственности на спорное жилое помещение на момент наступления чрезвычайной ситуации отсутствовало. Кроме того, вопреки требованиям главы 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в представленном истцом пакете документов, отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено спорное жилое помещение, вследствие чего, письмом от ДД.ММ.ГГГГ N по указанным основаниям истцу было отказано во включение в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы глава территориального отдела администрации Советского городского округа СК в "адрес" Кравченко А.В. просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебные извещения, направленные судом апелляционной инстанции истцам по указанным в исковом заявлении адресам, возвращены с отметкой почтового отделения - "истек срок хранения".
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N 234, и в соответствии с частью 2 статьи 117 ГПК РФ, отказ истцов от получения почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует возврат судебных повесток по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Учитывая, что иное не предусмотрено гражданским процессуальным законодательством, судебная коллегия находит возможным рассмотреть гражданское дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся истцов, по имеющимся в деле материалам.
Ответчики, третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам "адрес" находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя ГУ МЧС Росси по СК Сарапий А.А, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло ДД.ММ.ГГГГ Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 835 наименование этого постановления изменено - "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Граждане, получившие государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями, утрачивают право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой иного жилого помещения в результате данного события (пункт 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561).
Во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - Порядок).
В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2 Порядка).
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка).
По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения "адрес" N-р на территории "адрес" введен режим чрезвычайной ситуации.
С 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации функционирования "адрес" звена "адрес"вой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с возникшими неблагоприятными природными явлениями на территории Советского муниципального района СК связанными с продолжительными ливневыми осадками и подъемом уровня воды в реках Кума, Мокрый Карамык. Это обстоятельство подтверждено постановлением заместителя главы администрации Советского муниципального района СК Коберняковым А.И. от этого же числа N.
Установлено, что истец Исмаилова И.А. обратился в администрацию Советского городского округа "адрес" с заявлением о включении его и членов семьи в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, так как дом (жилое помещение), расположенный по адресу: "адрес", в котором он проживал со своей семьей, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года на территории "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Советского городского округа "адрес" Исмаилова И.А. и членам его семьи отказано во включении в список граждан лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории "адрес" в мае 2017 года, на том основании, что истцом не предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором размещено утраченное жилое помещение по адресу: "адрес", а кроме того, право собственности на утраченное жилое помещение оформлено в 2019 году.
Установлено и подтверждается копиями паспортов, что с ДД.ММ.ГГГГ Исмаилова И.А, с ДД.ММ.ГГГГ Исмаиловой Г.Ф, с ДД.ММ.ГГГГ Исмаилова И.И, с ДД.ММ.ГГГГ Исмаилова К.И, состоят на регистрационном учете по адресу: "адрес".
Согласно свидетельству о рождении П-ДН N, выданному ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Солдато- Александровского сельсовета "адрес", Исмаилова И.И. родился ДД.ММ.ГГГГ. В графе мать указана - Сайфаденова Г.Ф, в графе отец - Исмаилова И.А.
Из свидетельства о заключении брака 1-ДН N, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Солдато- Александровского сельсовета "адрес", усматривается, что Исмаилова И.А. и Сайфаденова Г.Ф. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия - Исмаилова.
Согласно свидетельства о рождении П-ДН N, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Солдато- Александровского сельсовета "адрес", Исмаилова К.И. родился ДД.ММ.ГГГГ. В графе мать указана - Сайфаденова Г.Ф, в графе отец - Исмаилова И.А.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N, собственником "адрес", площадью 63,3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", является Исмаилова И.А.
Из акта обследования помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что межведомственная комиссия пришла к заключению о том, что здание жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", не пригодно для проживания.
Заключением межведомственной комиссии о признании объектов недвижимости (зданий, сооружений) ветхими или аварийными N от ДД.ММ.ГГГГ, трехквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", не пригодно для проживания
Суд первой инстанции, сославшись на правовые нормы регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, истцы соответствуют всем требованиям предъявляемым к гражданам, которые приобретают право на получение жилищного сертификата. Непредставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено утраченное жилое помещение, и оформление права собственности на объект недвижимости квартиру после чрезвычайной ситуации не может влечь отказ в признании за ними права на получение жилищного сертификата, поскольку указанный объект недвижимости принят заявителем по наследству до чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которых дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
По смыслу статьи 36 ЖК РФ и статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственникам помещений в многоквартирном доме не требуется получать свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, поскольку участок находится в их долевой собственности в силу закона.
В данном случае не включение истцов в сводный список лиц, пострадавших от стихийного бедствия, в связи с отсутствием у них документов на землю, фактически лишило их возможности получения жилищного сертификата.
Судом первой инстанции установлено, что основание для возникновения право собственности на объект недвижимости квартиру у истца Исмаилова И.А. возникло задолго до возникновения чрезвычайной ситуации, вследствие фактического принятия наследства после смерти его матери Исмаиловой Н. в 1999 году.
Сам по себе факт отсутствия регистрации права на указанный объект недвижимости связан с отсутствием у истца денежных средств. Семья Исмаилова признана малоимущей в установленном законом порядке, что следует из возражений поданных главой территориального отдела администрации Советского городского округа "адрес" в "адрес". Зарегистрировать свое право Исмаилова смог после получения единовременных выплат.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют позицию ответчика, выраженную суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, которые по смыслу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации послужить основанием для безусловной отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес", которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда "адрес" от 28 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.