Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Дубинина А.И.
судей
Луневой С.П, Турлаева В.Н.
с участием секретаря
Костине Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика начальника Управления Пенсионного фонда РФ по "адрес" - Шершнев И.М,
на решение Георгиевского городского суда "адрес" от 30 апреля 2019 года,
по иску Грицавкина И.В. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ по "адрес" (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности назначить досрочно трудовую пенсию с момента обращения за её назначением.
заслушав доклад судьи Дубинина А.И,
установила:
Грицавкина И.В. обратилась в Георгиевский городской суд с требованиями к Управлению Пенсионного фонда РФ по "адрес" (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности назначить досрочно трудовую пенсию с момента обращения за её назначением.
В обоснование иска указанно, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ - УПФ РФ по "адрес" (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости и представила документы, подтверждающие факт её проживания в зоне радиоактивного загрязнения, а именно: трудовую книжку, справку о работе от ДД.ММ.ГГГГ N, выданную ОАО "Георгиевский трансформаторный завод"; архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Государственным учреждением " "адрес" архив"; справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную "адрес" исполнительным комитетом; справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную коммунальным дочерним жилищно-эксплуатационным унитарным предприятием "Жилкомсервис-два"; свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ - УПФ РФ по "адрес" (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано по причине отсутствия права на снижение общеустановленного пенсионного возраста.
Обжалуемым решением Георгиевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Грицавкина И.В. - удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика начальник управления ПФР Шершнев И.М. просит обжалуемое решение отменить, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Грицавкина И.В. отказать в полном объеме. Управление ПФР не согласно с вынесенным решением, полагает, что оно вынесено с нарушением норм материального права. Документы, представленные истцом, не могут быть приняты в целях пенсионного обеспечения к рассмотрению, так как выданы уполномоченными органами иного государства. Указывает, что право у заявительницы на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, согласно Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отсутствует.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Истица, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам "адрес" находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя ответчика Лихоманову Ю.П, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного выше Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Статьей 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ регламентировано, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: 7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пунктом 2 ст. 10 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Грицавкина И.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по "адрес" (межрайонное) (далее УПФ РФ) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС согласно ст. 34 закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
К заявлению Грицавкина И.В. о назначении страховой пенсии по старости были приложены наряду с трудовой книжкой и другими документами, также архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Государственным учреждением " "адрес" архив"; справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная "адрес" исполнительным комитетом; справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная коммунальным дочерним жилищно - эксплуатационным унитарным предприятием "Жилкомсервис-два".
Справкой N, выданной коммунальным дочерним жилищно - эксплуатационным унитарным предприятием "Жилкомсервис-два" ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Грицавкина И.В. действительно проживала и была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: "адрес", Микрорайон 16, "адрес".
Из справки N, выданной "адрес" исполнительным комитетом ДД.ММ.ГГГГ, следует, что "адрес" подвергался радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и согласно п. 3.1 перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N относился по уровню загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием - 137 составляла от 1 до 5 Ки/кВ.км, либо стронцием - 90 - менее 0,5 Ки/кВ.км, или плутонием - 238, 239, 240 - менее 0,02 Ки/кВ.км, а среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв. Проживающие пользовались льготами по ст. 23 Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий".
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ исключен из перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения.
Решением ГУ - УПФ РФ по "адрес" (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Грицавкина И.В. было отказано по причине отсутствия права на снижение общеустановленного пенсионного возраста.
Признавая отказ пенсионного органа незаконным, суд исходил из того, что представленные Грицавкина И.В. подтверждающие факт ее проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Республики Беларусь и об отнесении данного города к зоне радиоактивного загрязнения до ДД.ММ.ГГГГ, должны быть приняты без легализации.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которых дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В силу ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированному Федеральным законом N 227-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, статьями 3, 4, 11, 21 регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости).
Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что представленные истицей Грицавкина И.В. справки N, выданной коммунальным дочерним жилищно - эксплуатационным унитарным предприятием "Жилкомсервис два" ДД.ММ.ГГГГ, и N, выданной "адрес" исполнительным комитетом ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с апреля ДД.ММ.ГГГГ по август 2018 г, должны быть приняты без легализации.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении судом гражданских дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда "адрес" от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя начальника управления Управлен6ия ПФР - Шершнев И.М, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.