Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Берко А.В.,
судей Сицинской О.В, Мясникова А.А,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-199/2019 по апелляционным жалобам ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, Отдела МВД РФ по Новоселицкому району Ставропольского края
на решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 8 июля 2019 г, вынесенное по гражданскому делу по иску ФИО1 к Отделу МВД РФ по Буденовскому району Ставропольского края, ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю о признании незаконным и необоснованным приказа в части указания выслуги лет, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов прохождения службы,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
установила:
ФИО1 обратился в Новоселицкий районный суд Ставропольского края с иском к Главному Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, Отделу МВД РФ по Новоселицкому району Ставропольского края о признании незаконным и необоснованным приказа N 5 л/с от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного ответчиком ОМВД России по Новоселицкому району Ставропольского края, в части указания выслуги лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности включить периоды прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет 1 год службы за 1 годы 6 месяцев службы; пересчитать пенсию с учетом периода службы, дающего право на льготное исчисление выслуги лет.
В основании иска указал, что в спорные периоды службы исполнял обязанности по конвоированию в должностях милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края, милиционера-водителя конвойного отделения изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края, милиционера-водителя группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края, милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края; полицейского (водителя) группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания отдела МВД России по Новоселицкого района ГУВД Ставропольского края. Настаивает, что в соответствии с приказом МВД РФ от 9 октября 2004 г. N 640, указанные должности и выполняемые по ним функции подлежали включению в специальный стаж службы на льготных условиях.
Обжалуемым решением Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 8 июля 2019 г. иск ФИО1 удовлетворен.
В апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю просит решение отменить полностью и принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что ОМВД РФ по Новоселицкому району Ставропольского края является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно принимает решение о назначении истцу пенсии на основании кадровых документов. Настаивает на отсутствии оснований к включению спорного стажа в специальный стаж на льготных условиях выслуги лет, т.к. в приказе МВД РФ от 9 октября 2004 г. занимаемые истцом должности отсутствуют. Перечень, утвержденный нормативным актом, расширенному толкованию не подлежит. Должности, замещаемые истцом, не протарифицированы. Следовательно, истец не имеет право на включение в его стаж работы спорных должностей на льготных условиях.
В апелляционной жалобе ОМВД России по Новоселицкому району Ставропольского края также заявляет требование об отмене решения суда и вынесении нового об отказе от исковых требований. Доводы апелляционной жалобы идентичны апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю ФИО5, полномочия которого подтверждаются доверенностью от 01.01.2019 г. N 37, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности неявки в судебное заседание не предоставили, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. На основании ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть гражданское дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом, в силу требований части 2 названной нормы права в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей".
Пунктом "а" ст. 13 указанного Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, 20 лет и более.
Согласно ст. 18 названного Закона в выслугу лет для назначения пенсии согласно п. "а" ст. 13 названного Закона засчитывается, в числе прочего, нахождение на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел. Абзацем 2 и 3 названной статьи установлено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 г. N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с абз. 45 пп. "г" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях, а именно один месяц службы за полтора месяца, служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001 по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
До 26.11.2003 г. действовала редакция указанной нормы, не содержавшая ссылку на необходимость устанавливать соответствие должности перечню, установленному Министерством внутренних дел. В ранее действовавшей редакции эта норма предусматривала, что в льготном порядке включается в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть необходимо было лишь установить указанный характер службы.
Приказом Министра внутренних дел России от 09.10.2004 г. N 640, который утратил силу в соответствии с приказом МВД России от 20.12.2016 г. N 868, утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Данным Перечнем предусмотрены должности милиционера, милиционера-водителя с примечанием "непосредственно осуществлявшие функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений до 20 мая 2004 г.".
Таким образом, с 01.01.2001 г. и до утверждения приказом МВД России от 20.12.2016 г. N 868 нового Перечня необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судом первой инстанции на основании предоставленных документов установлено, что истец проходил службу:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности милиционера-водителя конвойного отделения изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности милиционера-водителя группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности полицейского (водителя) группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания отдела МВД России по Новоселицкого района ГУВД Ставропольского края.
На основании всестороннего и полного исследования и оценки представленных доказательств, судом установлен факт непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений во время службы в спорные периоды в указанных должностях.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований ФИО1, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлена юридическая совокупность фактов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Доводы апелляционной жалобы в этой части не нашли своего подтверждения.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда не является.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ,
определила:
решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 8 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, Отдела МВД РФ по Новоселицкому району Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.