Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Берко А.В.,
судей Сицинской О.В, Мясникова А.А,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-901/2019 по апелляционным жалобам ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, Отдела МВД РФ по Буденовскому району Ставропольского края
на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 27 июня 2019 г, вынесенное по гражданскому делу по иску ФИО1 к Отделу МВД РФ по Буденовскому району Ставропольского края, ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю о включении в специальный стаж периодов прохождения службы,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
установила:
ФИО1 обратился в Буденновский городской суд Ставропольского края с иском к Главному Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, Отделу МВД РФ по Буденовскому району Ставропольского края о возложении обязанности включить периоды прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет 1 год службы за 1 годы 6 месяцев службы; пересчитать и выплатить пенсию с учетом периода службы, дающего право на льготное исчисление выслуги лет с момента увольнения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В основании иска указал, что в указанные период службы исполнял обязанности в должности старшего конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания Буденновского ОВД УВД Ставропольского края, милиционера охранно-конвойной службы отделения изолятора временного содержания Буденновского ГРОВД УВД Ставропольского края, помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделу МВД России по Буденовскому району ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю. Настаивает, что в соответствии с приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, указанные должности и выполняемые по ним функции подлежали включению в специальный стаж службы на льготных условиях.
Обжалуемым решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 27 июня 2019 г. иск ФИО1 удовлетоврен.
В апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю просит решение отменить полностью и принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что ОМВД РФ по буденовскому району Ставропольского края является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно принимает решение о назначении истцу пенсии на основании кадровых документов. Настаивает на отсутствии оснований к включению спорного стажа в специальный стаж на льготных условиях выслуги лет, т.к. в приказе МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ занимаемые истцом должности отсутствуют. Перечень, утвержденный нормативным актом, расширенному толкованию не подлежит. Должности, замещаемые истцом, не протарифицированы. Следовательно, истец не имеет право на включение в его стаж работы спорных должностей на льготных условиях. Указывает, что обязанность по перерасчету пенсии судом возложена на Центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в то время как ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю не привлечено судом в качестве ответчика по делу.
В апелляционной жалобе ОМВД России по Буденовскому району Ставропольского края также заявляет требование об отмене решения суда и вынесении нового об отказе от исковых требований. Доводы апелляционной жалобы идентичны апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю ФИО5, полномочия которого подтверждаются доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ N, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности неявки в судебное заседание не предоставили, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. На основании ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть гражданское дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом, в силу требований части 2 названной нормы права в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей".
Пунктом "а" ст. 13 указанного Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, 20 лет и более.
Согласно ст. 18 названного Закона в выслугу лет для назначения пенсии согласно п. "а" ст. 13 названного Закона засчитывается, в числе прочего, нахождение на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел. Абзацем 2 и 3 названной статьи установлено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 г. N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с абз. 45 пп. "г" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях, а именно один месяц службы за полтора месяца, служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001 по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
До 26.11.2003 г. действовала редакция указанной нормы, не содержавшая ссылку на необходимость устанавливать соответствие должности перечню, установленному Министерством внутренних дел. В ранее действовавшей редакции эта норма предусматривала, что в льготном порядке включается в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть необходимо было лишь установить указанный характер службы.
Приказом Министра внутренних дел России от 09.10.2004 г. N 640, который утратил силу в соответствии с приказом МВД России от 20.12.2016 г. N 868, утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Данным Перечнем предусмотрены должности милиционера, старшего конвоя, помощника дежурного с примечанием "непосредственно осуществлявшие функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений до 20 мая 2004 г.".
Таким образом, с 01.01.2001 г. и до утверждения приказом МВД России от 20.12.2016 г. N 868 нового Перечня необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судом первой инстанции на основании предоставленных документов установлено, что истец проходил службу:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшего конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания Буденовского ОВД УВД Ставропольского края;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности милиционера охранно-конвойной службы отделения изолятора временного содержания Буденновского ГРОВД УВД Ставропольского края;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД г. Буденновску и Буденовскому району ГУ МВД России по Ставропольскому краю;
- с 23.08.2014 г. по ДД.ММ.ГГГГ - в должности помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела МВД России по Буденовскому району ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Из пункта 4.5 должностной инструкции помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела МВД России по Буденовскому району, утвержденной у ответчика ОМВД России по Буденовскому району Ставропольского края, следует, что истцом непосредственно выполнялись функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
На основании всестороннего и полного исследования и оценки представленных доказательств, судом установлен факт непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений во время службы в спорные периоды в указанных должностях.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований ФИО1, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлена юридическая совокупность фактов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Доводы апелляционной жалобы в этой части не нашли своего подтверждения.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда не является.
Доводы апелляционных жалоб о неверном определении процессуального статуса ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю опровергаются материалами гражданского дела. Так, определением Буденновского городского суда Ставропольского края от 13 июня 2019 г. о подготовке и назначении дела к судебному заседанию (л.д. 2-3), Главное управление МВД России по Ставропольскому краю привлечено к участию в деле в качестве ответчика, исключено из числа третьих лиц по делу.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ,
определила:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 27 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, Отдела МВД РФ по Буденовскому району Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.