Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А,
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Жегулине А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2019 года
административное дело по апелляционным жалобам Леонтьева В.В. и Леонтьевой Л.И.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 августа 2019 года
по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Ставропольского края к редакции газеты "Открытая. Для всех и каждого" (заинтересованные лица: учредитель газеты "Открытая. Для всех и каждого" Леонтьев Владислав Владимирович, главный редактор газеты "Открытая. Для всех и каждого" Леонтьева Людмила Ивановна, Губернатор Ставропольского края Владимиров Владимир Владимирович) об изъятии тиража газеты,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А,
УСТАНОВИЛА:
Избирательная комиссия Ставропольского края обратилась в суд с административным иском к редакции газеты "Открытая. Для всех и каждого" (далее также - газета) об изъятии тиража выпуска газеты "Открытая. Для всех и каждого" N22- 23 (868-869) от 24.06 -15.07.2019 года.
Требования мотивированы тем, что 26 июня и 24 июля 2019 года в избирательную комиссию Ставропольского края из прокуратуры Ставропольского края поступили обращения по вопросу проверки доводов статей, размещенных в выпуске газеты N 22-23 и выпуске газеты "Открытая. Для всех и каждого" N 20 (866) от 10-17 июня 2019 года.
В выпуске газеты N 20 размещен материал "За какие деньги Владимиров заваливает край агитгазетой?". В ходе анализа материала "За какие деньги Владимиров заваливает край агитгазетой?" установлено, что он содержит признаки предвыборной агитации, предусмотренные подпунктами "г", "д" и "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктами 4, 5 и 6 части 1 статьи 26 Закона Ставропольского края от 2 июля 2012 года N 67-кз "О выборах Губернатора Ставропольского края", в отношении кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Владимирова Владимира Владимировича (выдвинут кандидатом на должность Губернатора Ставропольского края 3 июня 2019 года), а именно:
распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с негативными комментариями ("без соблюдения требований закона о СМИ со стороны губернатора Владимирова - для которого агитация в СМИ уже началась в нарушение закона о выборах");
распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей ("что он - большой любитель создавать различные общественные организации спортивной направленности", "Вот такой любопытный факт: Владимиров и еще трое учредителей Свидлов, Шпилевой, Щербинкин вдруг одновременно вышли из состава учредителей в марте 2017 года";
деятельность, способствующая созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату ("у Губернатора Владимирова не брезгливое отношение к людям с криминальными наклонностями и таким же темным прошлым сохранилось еще с Ямала, и на Ставрополье большая часть его назначенцев - уже отправились на нары").
В выпуске газеты N 22-23 размещен материал "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке". Содержание указанной статьи также предварительно рассмотрено на заседании Рабочей группы 26 июля 2019 года (решение Рабочей группы от 26 июля 2019 г. N10), на которое была приглашена, но не явилась, главный редактор газеты "Открытая. Для всех и каждого" Леонтьева Л.И.
В ходе анализа статьи "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке" установлено, что она содержит признаки предвыборной агитации, предусмотренные подпунктами "г" и "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона N67-ФЗ, пунктами 4 и 5 части 1 статьи 26 Закона края N 67-кз, в отношении кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Владимирова Владимира Владимировича, а именно:
распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком- либо кандидате в сочетании с негативными комментариями ("речь веду о В. Владимирове, возжелавшем непременно уцелеть на царском троне второй срок и бросившем на достижение этой цели все огромные должностные возможности и, по всем признакам, огромные бюджетные средства"; "Об истинной цене губернаторских "достижений", отмеченных беспрецедентным ростом коррупции в его ближнем окружении");
деятельность, способствующая созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату ("О том, как бесстыдно и безбоязненно нарушая закон, запугивая и шантажируя наших корпоративных подписчиков, уничтожала газету команда В.В. Владимирова, расчищающего себе путь к царскому трону - во власть, на второй срок губернаторства", "Людей (видно, за лохов считают)", "по отмашке В.Владимирова... давление было настолько хамским, попросту бандитским, с угрозами "сами знаете, последствий", что люди реально испугались").
Материалы "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке" и "За какие деньги Владимиров заваливает край агитгазетой?" содержат негативную, целенаправленную, систематически публикуемую информацию об одном из кандидатов на должность Губернатора Ставропольского края.
Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 31 июля 2019 года N87/828-6 "О нарушении газетой "Открытая. Для всех и каждого" порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов" принято решение признать материал с названием "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке", размещенный в выпуске газеты "Открытая. Для всех и каждого" N 22-23 (868-869) от 24.06 - 15.07.2019 года, незаконным агитационным материалом, а также обратиться в суд с представлением об изъятии тиража выпуска газеты N 22-23.
При указанных обстоятельствах, ввиду неоднократности опубликования в газете "Открытая. Для всех и каждого" материалов, содержащих признаки предвыборной агитации, Избирательной комиссией Ставропольская края сделан вывод о том, что материал с названием "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке", размещенный в выпуске газеты N 22-23, является агитационным.
Считает материал "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке", размещенным в выпуске газеты N22-23, незаконным и нарушающим избирательные права кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Владимирова В.В.
Полагает, что поскольку незаконный агитационный материал размещен в периодическом печатном издании, подлежит изъятию тираж периодического печатного издания. В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" изъятие тиража допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 августа 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Леонтьев В.В. и Леонтьева Л.И. с решением суда не согласились и подали на него апелляционные жалобы, в которых просят об отмене решения суда как незаконного. Кроме того, Леонтьев В.В. в своей жалобе просит также об отмене определений суда о принятии административного искового заявления, об отказе в отводе судьи и прокурора, об отказе в привлечении к участию в деле заинтересованных лиц, об отказе в принятии встречного искового заявления, а также вынесении частных определений председателю ИКСК Демьянову Е.В, прокурору, участвующему в деле Ишниязовой Ю.В. и судье Волковской М.В. Полагают, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель избирательной комиссии Ставропольского края Демьянов Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, сочтя возможным в соответствии со статьями 150, 152, части 3 статьи 243, 307 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, выслушав Леонтьева В.В, Леонтьеву Л.И. и представителя Леонтьевой Л.И. - адвоката Скорикову-Севостьянову И.Н, поддержавших жалобы, представителей Избирательной комиссии Ставропольского края по доверенностям Карагодину О.Н. и Мигранова Д.С, просивших решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, а также прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В, полагавшую оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется и просившую оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Пунктом 8 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 33 Закона Ставропольского края N 67-кз в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения указанных материалов с нарушением требований Федерального закона, статьи 32 настоящего Закона, нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания, установленного настоящим Законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.
Предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 указанной нормы агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Ставропольского края N 67-кз агитационный период начинается со дня представления в избирательную комиссию Ставропольского края заявления кандидата о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
В силу пункта 2 статьи 49 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 2 статьи 27 Закона Ставропольского края N 67-кз предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 52 Федерального закона N 67-ФЗ во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за не выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
Аналогичная норма содержится в пункте 13 Закона Ставропольского края N 67-кз.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из подтверждения о приеме документов для выдвижения кандидата на должность Губернатора Ставропольского края (л.д.132) заявление Владимирова В.В. о согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Ставропольского края принято Избирательной комиссией Ставропольского края 03 июня 2019 года.
Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 19 июля 2019 года N 83/809-6 Владимиров В.В. зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Ставропольского края (л.д.133).
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом первой инстанции установлено и это не оспаривается сторонами, что в газете "Открытая. Для всех и каждого" N 20 (866) от 10 - 17 июня 2019 года на страницах 6-7, опубликована статья "За какие деньги Владимиров заваливает край агитгазетой?".
В газете "Открытая. Для всех и каждого" N 22-23 (868-869) от 24.06 -15.07.2019 года на страницах 3-4 опубликована статья "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке".
Постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 31.07.2019 года N87/828-6 "О нарушении газетой "Открытая. Для всех и каждого" порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов" приняты решения:
признать материал с названием "За какие деньги Владимиров заваливает край агитгазетой?", размещенный в выпуске газеты "Открытая. Для всех и каждого" N 20 от 10-17 июня 2019 года и материал с названием "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке", размещенный в выпуске газеты "Открытая. Для всех и каждого" N22-23 (868-869) от 24.06 -15.07.2019 года, содержащими признаки предвыборной агитации.
Признать материал с названием "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке", размещенный в выпуске газеты "Открытая. Для всех и каждого" N22-23 (868-869) от 24.06 -15.07.2019 года незаконным агитационным материалом.
Обратиться в суд с представлением об изъятии тиража выпуска газеты "Открытая. Для всех и каждого" N22-23 (868-869), выпущенного 24.06 -15.07.2019 года.
Поручить председателю избирательной комиссии Ставропольского края Демьянову Е.В. составить протокол об административном правонарушении по факту нарушения главным редактором газеты "Открытая. Для всех и каждого" установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Ставропольского края "О выборах Губернатора Ставропольского края" порядка опубликования агитационных материалов в соответствии с частью 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предупредить главного редактора газеты "Открытая. Для всех и каждого" о дополнительном основании для приостановления выпуска средства массовой информации в соответствии со статьей 161 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в случае повторного нарушения главным редактором газеты "Открытая. Для всех и каждого" законодательства о выборах.
Указанное постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 31.07.2019 года N 87/828-6 "О нарушении газетой Открытая. Для всех и каждого" порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов" в установленном законом порядке не признано незаконным или недействительным, никем не отменено и является действующим.
Разрешая спор и удовлетворяя требования избирательной комиссии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные материалы имеют явные признаки предвыборной агитации, поскольку содержат негативную, систематически публикуемую информацию об одном из кандидатов на должность Губернатора Ставропольского края Владимирове В.В.
Вывод суда о том, что редакцией газеты "Открытая. Для всех и каждого" в выпуске газеты N22-23 (868-869) от 24.06 -15.07.2019 года в статье "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке" размещен агитационный материал с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, а также Закона Ставропольского края N 67-кз, судебная коллегия находит правильным, поскольку агитационный материал распространен вне агитационного периода и не содержит информации о том, за счет средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была произведена оплата публикации.
При таких данных, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных избирательной комиссией требований.
Исходя из изложенного, решение суда является законным и обоснованным.
Оценка собранным по делу доказательствам произведена в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ и оснований не согласиться с ней у судебной коллегии не имеется; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено; юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения; не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Несогласие административных ответчиков с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права, аргументы административных ответчиков об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, задач и принципов административного судопроизводства.
В силу части 1 статьи 313 КАС РФ определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если: это предусмотрено настоящим Кодексом; определение суда исключает возможность дальнейшего движения административного дела.
На остальные определения суда первой инстанции частные жалобы не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в апелляционные жалобу (часть 3 статьи 313 КАС РФ).
В силу изложенного, содержащаяся в апелляционной жалобе Леонтьева В.В. просьба об отмене определений суда о принятии административного искового заявления, об отказе в отводе судьи и прокурора, об отказе в принятии встречного искового заявления, удовлетворению не подлежит, поскольку КАС РФ не предусматривает возможность обжалования указанных определений.
Доводы административного истца Леонтьева В.В. о незаконности определения суда об отказе в привлечении к участию в деле заинтересованных лиц, также не может являться основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку частная жалоба на указанное определение суда в порядке ст.313 КАС РФ не подана.
Несогласие административного ответчика с определением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявлений об отводе о незаконности принятого судом решения не свидетельствует; оснований полагать, что это лишило административных ответчиков права на справедливое разбирательство независимым и беспристрастным судом, не имеется; обстоятельств, указанных в КАС РФ, которые могли служить основанием для отвода судьи и прокурора, и исключали бы возможность их участия в рассмотрении дела, в заявленных отводах не указано; заявления об отводе рассмотрены в установленном порядке с вынесением мотивированных определений, на основании которых судебное разбирательство административного дела правомерно продолжено в том же составе и участниках процесса.
Просьба Леонтьева В.В, изложенная в его апелляционной жалобе, о вынесении частных определений не подлежит удовлетворению, так как предусмотренных статьей 200 КАС РФ оснований для вынесения таких определений не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.