Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Мекеровой С.Р. и Шишовой В.Ю.
с участием секретаря судебного заседания Жегулина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 октября 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Невинномысска Мирошниченко Н.А.
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 24 сентября 2018 года
по административному исковому заявлению Вороного С.С. к администрации города Невинномысска об оспаривании решения органа местного самоуправления
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Вороной С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Невинномысска о признании незаконным постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 16 июля 2018 г. N "... ", которым его семья снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", и возложении на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 24 сентября 2018 года исковые требования Вороного С.С. удовлетворены.
Признано незаконным постановление администрации города Невинномысска от 16 июля 2018 г. N "... ", "О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Вороного С.С, "... ",года рождения, с составом семьи 5 человек: "... ".
На администрацию г. Невинномысска Ставропольского края возложена обязанность признать Вороного С.С, "... ", с составом семьи 5 человек: "... ", нуждающимися в жилых помещениях и восстановить в очереди числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", с 31 декабря 2013 г.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Невинномысска Мирошниченко Н.А. считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, существенно нарушены нормы процессуального права, дана неверная оценка юридически значимым обстоятельствам дела.
Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Вороного С.С. к администрации города Невинномысска отказать в полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 декабря 2018 г. решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 24 сентября 2018 года отменено и по делу приято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Вороного С.С. в полном объеме.
Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 22 августа 2019 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 декабря 2018 г. отменено с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении представитель административного ответчика администрации г.Невинномысска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не известил и не просил об отложении дела слушанием.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика по административному делу, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Вороного С.С. и заинтересованное лицо Вороную А.Ю, просивших отказать в удовлетворении жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
При рассмотрении возникшего спора судом установлено, что постановлением администрации города Невинномысска Ставропольского края от 14 декабря 2012 г. N "... " Вороной С.С. составом семьи 2 человека: "... ", признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Постановлением администрации города Невинномысска Ставропольского края от 31 декабря 2013 г. N "... " административный истец с составом семьи 2 человека: "... ", включены в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
"... " 2014 г. между Вороным С.С. и "... " зарегистрирован брак, после чего "... " присвоена фамилия Вороная "... ".
"... " 2015 г. у супругов Вороных родился "... ", "... " 2018 г. родился "... ".
Постановлением администрации города Невинномысска от 31 мая 2018 г. N "... " внесены изменения в пункт 4 постановления администрации города Невинномысска от 31 декабря 2013 г. N "... " в части, касающейся состава семьи Вороных для включения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Постановлено включить семью Вороного С.С. составом 5 человек в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Вороных с использованием средств жилищного ипотечного кредита приобрела в общую долевую собственность жилое помещение - квартиру N "... " по адресу: г. Невинномысск, ул. "... ", общей площадью 83, 2 кв.м. Право общей долевой собственности на квартиру зарегистрировано 16 мая 2017 г.
Постановлением администрации города Невинномысска от 16 июля 2018 г. N "... " семья Вороного С.С. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на основании пункта 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя требования административного иска Вороного С.С. о признании указанного выше ненормативного правового акта незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что семья Вороных отвечает критериям участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и имеет право на получение социальной выплаты, которая может быть направлена на погашение взятого ранее ипотечного кредита.
Кроме того, суд указал на необоснованность включения "... ", который является мужем родной сестры супруги административного истца "... ", в состав семьи Вороных, ввиду того, что факт его регистрации не влечет для семьи истца никаких правовых последствий. "... " не является членом семьи Вороных, не вселялся к ним в квартиру, совместно с ними не проживал и не признавался членом молодой семьи.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верной оценке предоставленных в материалы дела доказательств при правильном определении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 г.г. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с разделом 3 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г.г.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 основным механизмом реализации основного мероприятия является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 г.г.".
В силу подпункта "е" пункта 2 данных Правил социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 609 (начало действия редакции - 3 июня 2017 г.) Правила дополнены пунктом 2 (1), согласно которому социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Согласно частям 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что семья Вороных в составе из 5 человек, а именно "... ", соответствует приведенным выше требованиям пункта 6 Правил, ею в соответствии с пунктом 19 Правил предоставлен необходимый перечень документов, необходимый для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты.
Основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, является, в том числе, утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 22 Правил (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы стороны ответчика о несоответствии молодой семьи Вороных условиям программы "Жилище" на 2015-2020 г.г. проверялись судом при рассмотрении дела по существу и им дана надлежащая оценка в решении.
Оснований для иной оценки юридически значимых для дела обстоятельств судебной коллегией не установлено.
Как правильно указано судом, факт регистрации родственника супруги административного истца в квартире, приобретенной семьей Вороных с использованием кредитных средств, не является основанием для включения "... " в состав данной молодой семьи.
Положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относят к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного собственника.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "а" пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, сам по себе факт регистрации "... " в принадлежащей Вороным квартире не может расцениваться в качестве признания его членом семьи собственников жилого помещения Вороных.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к иному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 24 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Невинномысска Мирошниченко Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.