Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А,
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя Межрайонной ФНС России по Ставропольскому краю по доверенности Серкова М.Ю.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 марта 2019 года
по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Ставропольскому краю к Каерлиевой Кличхане Шабановне о взыскании обязательных платежей,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к Каерлиевой К.Ш. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени на него, а также земельному налогу.
В обоснование требований указав, что Каерлиева К.Ш. является собственником транспортного средства "данные изъяты", "данные изъяты" года выпуска, государственный регистрационный знак К530ХС86, дата регистрации права 30.06.2014 года. Инспекцией начислен Каерлиевой К.Ш. транспортный налог, задолженность по которому составляет "данные изъяты" рублей. В соответствии со статьей 52 НК РФ Каерлиевой К.Ш. направлено налоговое уведомление N 86878085, однако до настоящего времени задолженность в добровольном порядке не уплачена. В связи с тем, что суммы налога своевременно не уплачены, Инспекцией начислена пеня по налогу в сумме 108,80 руб. Сведений о льготах налогоплательщика, предусмотренных налоговым законодательством, в Инспекции не имеется. Определением мирового судьи судебный приказ о взыскании с Каерлиевой К.Ш. задолженности по налогам и пени был отменен.
Просила суд взыскать с Каерлиевой К.Ш. недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере "данные изъяты" рублей, пени в размере "данные изъяты" рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов на общую сумму "данные изъяты" рублей.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 марта 2019 года административное исковое заявление МИФНС России N 9 по Ставропольскому краю оставлено без удовлетворения в связи с пропуском налогового органа на обращение в суд.
В апелляционной жалобе представитель МИФНС Росси N 9 по Ставропольскому краю по доверенности Серков М.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение о восстановлении срока на обращение в суд с административным иском и удовлетворении требований Инспекции. Полагает, что установленный законом срок на обращение в суд пропущен налоговой инспекцией по уважительным причинам, вывод суда об обратном является необоснованным.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии со статьями 150, 152, части 2 статьи 289, 307 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю по доверенности Серкова М.Ю, поддержавшего жалобу и просившего её удовлетворить, решение суда отменить, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что на основании заявления налогового органа 28.06.2017 года мировым судьей судебного участка N 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края вынесен судебный приказ о взыскании с Каерлиевой К.Ш. задолженности по плате налогов и пени в размере "данные изъяты" рублей.
Определением мирового судьи судебного участка N 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 29.06.2017 года судебный приказ от 28.06.2017 года был отменен в связи с поступившими возражениями должника.
В Минераловодский городской суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 18.02.2018 года.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению с исковым заявлением в суд, в связи с чем отказал в удовлетворении требований и исходил при этом из того, что налоговым органом пропущен без уважительных причин установленный срок подачи административного иска и оснований для его восстановления не имеется.
Названные суждения суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положения части 2 статьи 286 КАС РФ предусматривают, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Фактов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органов не приведено.
Таким образом, по убеждению судебной коллегии, в рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был; причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено, а в ходе судебного разбирательства не установлено; срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин, а потому заявленное ходатайство правомерно оставлено без удовлетворения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о об отказе в удовлетворении административного иска и полагает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела (часть 6 статьи 289 КАС РФ) и материальный закон, подлежащий применению, верно распределил бремя доказывания между сторонами, а также по правилам статьи 84 КАС РФ оценил собранные по административному делу доказательства.
Никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, а правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Несогласие административного истца в апелляционной жалобе с выводами суда, иная оценка обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены либо не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; по сути, они повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца, изложенную в ходатайстве о восстановлении срока подачи иска, которая получила надлежащую оценку, по результатам которой обоснованно признана несостоятельной.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, оценка собранным по делу доказательствам дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ и признается судебной коллегией правильной; административным истцом объективных доказательств наличия уважительных причин пропуска срока и, как следствие, оснований для его восстановления не представлено.
Безусловная значимость взыскания в бюджет не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска, какие в рассматриваемом деле не представлены, а судом не установлены.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции по материалам административного дела не установлено; решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.