Проект федерального закона N 98046586-2
"О применении средств визуального контроля при маркировании товаров и продукции, товаросопроводительной документации, приборов учета, ценных бумаг и документов в системе их защиты и учета"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень актов федерального законодательства для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Применение средств визуального контроля
Глава III. Виды средств визуального контроля
Глава IV. Государственный орган регулирования применения средств
визуального контроля
Глава V. Порядок маркирования и применения
средств визуального контроля
Глава VI. Порядок взимания платы за применение средств
визуального контроля
Глава VII. Ответственность за нарушение требований
настоящего Федерального закона
Глава VIII. Переходные положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области применения средств визуального контроля путем маркирования ими товаров, продукции и товаросопроводительной документации, контрольно-учетных приборов, по показаниям которых производятся денежные расчеты, бланков ценных бумаг и документов.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
средства визуального контроля изготовленные по специальной технологии и зарегистрированные в установленном порядке специальные знаки и марки, являющиеся формой государственного учета и контроля за движением маркированных ими изделий и подтверждающие их соответствие установленным требованиям;
объекты применения средств визуального контроля - производимые на территории Российской Федерации и импортируемые товары и продукция, реализуемые на потребительском рынке Российской Федерации, товаросопроводительная документация, контрольно-учетные приборы по показаниям которых производятся денежные расчеты, бланки ценных бумаг и документы (далее - изделия);
субъекты применения средств визуального контроля:
- при маркировании товаров, продукции и товаросопроводительной документации - организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели;
- при маркировании бланков ценных бумаг и документов - эмитенты ценных бумаг, получатели документов и организации, осуществляющие их выдачу;
- при маркировании контрольно-учебных приборов - генеральные поставщики и центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин, потребители электрической энергии, газа, воды, пользователи весоизмерительных и иных приборов учета, по показаниям которых производятся денежные расчеты;
применение средств визуального контроля - маркирование изделий специальными знаками и марками и оказание в связи с этим соответствующих услуг.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о применении средств визуального контроля
Законодательство Российской Федерации о применении средств визуального контроля основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность в области производства (приобретения) и применения средств визуального контроля путем маркирования ими изделий и сферу организации системы их защиты, государственного учета и контроля.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о применении средств визуального контроля и нормы международного права
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Федеральном законе, то применяются правила международного договора.
Глава II. Применение средств визуального контроля
Статья 5. Требования к применению средств визуального контроля
Производимые на территории Российской Федерации и импортируемые товары и продукция, реализуемые на потребительском рынке Российской Федерации, товаросопроводительная документация, контрольно-учетные приборы, бланки ценных бумаг и документы подлежат маркированию средствами визуального контроля.
Номенклатура изделий, маркируемых средствами визуального контроля утверждается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительно власти.
Реализация и использование на территории Российской Федерации изделий, подлежащих обязательному маркированию средствами визуального контроля, без наличия соответствующих знаков (марок) запрещается.
Порядок маркирования изделий средствами визуального контроля устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится организация применения средств визуального контроля.
Статья 6. Участники отношений в сфере применения средств визуального контроля
Участниками отношений в сфере применения средств визуального контроля являются субъекты применения средств визуального контроля и государственные органы исполнительной власти, к компетенции которых отнесено их применение.
Статья 7. Обязанности субъектов применения средств визуального контроля
Субъекты применения средств визуального контроля на изделиях обязаны:
- обеспечивать маркирование изделий соответствующими средствами визуального контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти;
- реализовывать изделия только при наличии на них средств визуального контроля, выданных уполномоченным на то государственным органом исполнительной власти по организации применения средств визуального контроля;
- предоставлять должностным лицам контролирующих органов копии сертификатов соответствия и иных товаросопроводительных документов, бланки ценных бумаг и документы, свидетельствующие о наличии на них средств визуального контроля; обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами, осуществляющими контроль за правилами реализации изделий, маркированных средствами визуального контроля.
Статья 8. Лицензирование производства, приобретения, распространения и реализации средств визуального контроля
Деятельность, связанная с производством и распространением средств визуального контроля, подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок выдачи лицензий на право применения средств визуального контроля устанавливается государственным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит проведение сертификации средств визуального контроля в системе обязательной сертификации средств защиты информации.
Глава III. Виды средств визуального контроля
Статья 9. Виды средств визуального контроля
Настоящий Федеральный закон устанавливает следующие виды средств визуального контроля:
- защищенный знак соответствия с учетной информацией к нему в виде марки розничной продажи;
- защищенная марка акцизного сбора (специальная марка);
- защищенная учетно-идентификационная марка;
- защищенный знак визуального контроля.
Статья 10. Защищенный знак соответствия с учетной информацией к нему в виде марки розничной продажи
Зарегистрированный в установленном порядке и изготовленный по специальной технологии знак соответствия, которым подтверждается соответствие маркированных им товаров и продукции установленным требованиям, с учетной информацией к нему в виде марки розничной продажи, содержащей информацию об учете маркированных знаком соответствия товаров и осуществляющей контроль за их оборотом.
Субъектом применения защищенного знака соответствия и розничной марки продажи являются организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели.
Перечень товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию защищенным знаком соответствия и маркой розничной продажи устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Защищенная марка акцизного сбора (специальная марка)
Зарегистрированная в установленном порядке и изготовленная по специальной технологии марка, которой подтверждается легальность производимых на территории Российской Федерации, импортируемых и реализуемых на территории Российской Федерации подакцизных товаров.
Субъектом применения защищенной марки акцизного сбора на ввозимых подакцизных товарах являются импортеры.
Субъектом применения защищенной специальной марки на подакцизных товарах являются российские организации-производители.
Перечень товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию защищенной маркой акцизного сбора (специальной маркой) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Защищенная учетно-идентификационная марка)
12.1. Региональная марка со штрихкодовой системой защиты
- зарегистрированная в установленном порядке и изготовленная по специальной технологии марка, которой подтверждается безопасность и качество алкогольной и иной продукции, производимой на территории региона - субъекта Российской Федерации.
Субъектом применения региональной штрихкодовой марки являются организации-производители.
Перечень товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке региональной штрихкодовой маркой устанавливается администрациями регионов - субъектов Российской Федерации.
12.2. Защищенная марка учета и идентификации бланков ценных бумаг
- зарегистрированная в установленном порядке и изготовленная по специальной технологии марка, которой подтверждается легальность бланков ценных бумаг и обеспечивается их учет и движение на фондовом рынке Российской Федерации.
Субъектом применения защищенной марки учета и идентификации бланков ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг.
Перечень бланков ценных бумаг, подлежащих обязательной маркировке защищенной маркой учета и идентификации устанавливается Федеральной Комиссией по ценным бумагам Российской Федерации.
12.3. Защищенная марка учета и идентификации документов
- зарегистрированная в установленном порядке и изготовленная по специальной технологии марка, которой осуществляется учет и идентификация правоустанавливающих, исполнительных, нотариальных и иных документов.
Субъектами применения защищенной марки учета и идентификации документов являются получатели этих документов и организации, осуществляющие их выдачу.
Перечень документов, подлежащих обязательному маркированию защищенной маркой учета и идентификации устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.
Статья 13. Защищенный знак визуального контроля
Зарегистрированный в установленном порядке и изготовленный по специальной технологии знак, предотвращающий несанкционированное вмешательство в работу контрольно-учетных приборов, по показаниям которых производятся денежные расчеты.
Субъектами применения знака являются генеральные поставщики и центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин, потребители электрической энергии, газа, воды, пользователи весоизмерительных и иных приборов учета, по показаниям которых производятся денежные расчеты.
Перечень контрольно-учетных приборов, подлежащих обязательному маркированию защищенным знаком визуального контроля устанавливается федеральными органами исполнительной власти в пределах отпущенной им компетенции.
Утверждение средств визуального контроля
Формы изображения средств визуального контроля и требования к степени их защищенности утверждаются в качестве государственных стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Государственный орган регулирования применения средств
визуального контроля
Статья 15. Государственный орган регулирования применения средств визуального контроля
К государственным органам регулирования применения средств визуального контроля относятся федеральные органы исполнительной власти, в компетенции которых находятся стандартизация, метрология и сертификация, торговля, контроль за качеством товаров и защита прав потребителей, и иные федеральные органы исполнительной власти, наделенные Правительством Российской Федерации полномочиями по осуществлению регулирования и контроля за исполнением требований настоящего закона.
Статья 16. Задачи исполнительных органов государственной власти и их компетенция в сфере защиты, государственного учета и контроля применения средств визуального контроля
Основными задачами органов исполнительной власти в сфере применения средств визуального контроля являются:
контроль за производством, учетом, хранением и реализацией средств визуального контроля;
обеспечение функционирования информационной системы, содержащей единую базу данных об учете движения товаров и продукции, ценных бумаг и документов, маркированных средствами визуального контроля;
утверждение образцов средств визуального контроля и определение требований к степени их защищенности;
контроль за реализацией товаров и продукции, ценных бумаг и документов, подлежащих маркированию средствами визуального контроля.
Осуществление указанных задач возлагается на государственные органы исполнительной власти, к компетенции которых отнесено применение средств визуального контроля и/или уполномоченные ими органы.
Статья 17. Координация функций регулирования в сфере защиты, государственного учета и контроля применения средств визуального контроля
В целях обеспечения организации и эффективного функционирования системы производства и учета средств визуального контроля, осуществления государственного контроля за их применением, координации деятельности государственных органов исполнительной власти и негосударственных органов в государственной системе защиты и учета изделий, Правительством Российской Федерации по согласованию с иными органами государственной власти, в том числе и законодательной, может быть образован Координационный Совет по созданию в Российской Федерации государственной системы защиты и учета изделий.
Основными задачами Координационного Совета по применению и защите средств визуального контроля являются:
разработка и политика системы организации и координации производства, учета и государственного контроля применения средств визуального контроля;
согласование вопросов деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти в сфере организации и функционирования системы средств визуального контроля при защите и учете изделий;
разработка и экспертиза проектов законодательных и нормативных актов по вопросам применения средств визуального контроля;
согласование вопросов создания единой информационной системы учета и контроля за движением изделий.
Положение о Координационном Совета по созданию в Российской Федерации государственной системы защиты и учета товаров, продукции и товаросопроводительной документации, ценных бумаг и документов утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Обеспечение производства средств визуального контроля
Организация производства, приобретение, учет, хранение, техническое, организационное и программное обеспечение информационной базы данных о движении маркированного товара, реализуемого на территории Российской Федерации, осуществляется специализированной организацией, учрежденной государственным органом исполнительной власти, в ведении которого находится стандартизация, метрология и сертификация и государственным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за торговлей, качеством товаров и защитой прав потребителей, и соответствующими некоммерческими организациями, по согласованию с Координационным Советом.
Глава V. Порядок маркирования и применения
средств визуального контроля
Статья 19. Маркирование объектов применения средств визуального контроля
Маркирование изделий средствами визуального контроля производится путем нанесения их на продукцию, тару (упаковку), сопроводительную техническую документацию, контрольно-учетные приборы, бланки ценных бумаг и документов или специально изготовленную основу с изображением средства визуального контроля, прикрепленную к изделиям.
Обеспечение субъектов применения средств визуального контроля техническими средствами их маркирования осуществляется уполномоченным на то государственным органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесена организация применения средств визуального контроля.
Порядок хранения, обращения и применения технических средств, предназначенных для маркирования изделий средствами визуального контроля утверждается государственным органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесена организация применения средств визуального контроля.
Статья 20. Порядок применения защищенного знака соответствия с учетной информацией к нему в виде марки розничной продажи
Производимые на территории Российской Федерации и импортируемые товары и продукция, подлежащие обязательной сертификации должны маркироваться производителями, импортерами, торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями защищенным знаком соответствия.
Реализуемые на территории Российской Федерации товары должны маркироваться торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями маркой розничной продажи.
Маркирование изделия защищенным знаком соответствия и маркой розничной продажи осуществляется в целях обеспечения контроля за учетом движения товаров, подтверждения законности их приобретения и производства, оборота маркированных товаров и продукции на потребительском рынке и обеспечения налогового учета и контроля.
Правила и порядок приобретения и применения защищенных знаков соответствия и марок розничной продажи, а также порядок защиты товаросопроводительной документации устанавливаются государственным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся стандартизация, метрология и сертификация и государственным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за торговлей, качеством товаров и защитой прав потребителей.
Держателем информационной базы данных по контролю за учетом движения товаров и продукции, маркированных защищенными знаками соответствия и/или маркой розничной продажи является государственный орган исполнительной власти, в ведении которого находится контроль за торговлей, качеством товаров и защитой прав потребителей.
Статья 21. Порядок защиты товаросопроводительных документов
Копии сертификатов соответствия и иных товаросопроводительных документов являются действительными только при наличии на них защищенных знаков защиты и учета, нанесенных региональными органами по стандартизации, метрологии и сертификации и региональными органами по торговле, качеству и защите прав потребителей и получаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти, устанавливающими правила этого маркирования.
Статья 22. Порядок применения защищенной марки акцизного сбора (специальной марки)
Соблюдение порядка маркирования подакцизных товаров является условием таможенного режима выпуска для обращения таких товаров.
Реализация импортируемых подакцизных товаров и производимой в Российской Федерации алкогольной продукции, немаркированных защищенной маркой акцизного сбора (специальной маркой) запрещается.
Порядок приобретения и применения защищенной марки акцизного сбора (специальной марки) на импортируемых подакцизных товарах устанавливается государственным таможенным органом и государственным налоговым органом.
Порядок приобретения и применения защищенной специальной марки на алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, устанавливается государственным налоговым органом.
Статья 23. Порядок применения защищенной учетно-идентификационной марки
23.1. Организации-производители обязаны обеспечивать маркирование защищенной региональной маркой со штрихкодовой системой защиты, производимую ими и реализуемую продукцию.
Правила и порядок применения маркирование защищенной региональной маркой со штрихкодовой системой защиты устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
23.2. Маркирование защищенной маркой учета и идентификации бланков ценных бумаг осуществляют эмитенты ценных бумаг.
Правила и порядок применения защищенной марки учета и идентификации бланков ценных бумаг устанавливается Федеральной Комиссией по ценным бумагам Российской Федерации.
23.3. Маркирование документов защищенной маркой учета и идентификации осуществляют выдающие их органы.
Правила и порядок применения защищенной марки учета и идентификации документов устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.
Статья 24. Порядок применения защищенного знака визуального контроля
Защищенный знак визуального контроля применяется на средствах и приборах учета, по показаниям которых осуществляются денежные расчеты.
Маркированию защищенным знаком визуального контроля подлежат производимые, импортируемые и находящиеся в пользовании контрольно-кассовые машины, весоизмерительные приборы, средства учета электрической энергии, газа, воды и иные контрольно-учетные приборы.
Ответственным за маркирование контрольно-учетных приборов защищенными знаками визуального контроля являются организации, осуществляющие контроль и надзор за их пользованием.
Правила и порядок приобретения и применения знаков на контрольно-учетных приборах устанавливаются государственными органами исполнительной власти в пределах их компетенции по согласованию с государственным органом, осуществляющим стандартизацию, метрологию и сертификацию.
Глава VI. Порядок взимания платы за применение средств
визуального контроля
Статья 25. Плата за применение средств визуального контроля
Применение средств визуального контроля на изделиях является платным. Обязанность платы возлагается на субъектов применения средств визуального контроля.
Использование бюджетных средств для организации системы производства, учета и применения средств визуального контроля не допускается.
Оплата работ по маркированию изделий средствами визуального контроля производится плательщиком в порядке, установленном государственным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится организация применения средств визуального контроля.
Денежные средства, израсходованные плательщиком на маркирование изделий, относятся на себестоимость изделий или издержки их обращения.
Расценки на средства визуального контроля и размер платы за услуги по их применению определяются государственным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится организация применения средств визуального контроля и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок прохождения денежных средств от продажи визуального контроля для маркирования изделий устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с государственным налоговым органом.
Глава VII. Ответственность за нарушение требований
настоящего Федерального закона
Статья 26. Виды ответственности за нарушение требований настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении требований, установленных в настоящем Федеральном законе, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в порядке, установленном законодательством.
Глава VIII. Переходные положения
Статья 27. Порядок вступления в действие требований настоящего Закона
1. Требования настоящего закона в отношении оборота алкогольной продукции вступают в силу с 1 января 1999 года.
2. Порядок вступления в силу требований настоящего закона применительно к другим видам товаров и продукции, подлежащих маркированию специальными знаками устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 28. Приведение в соответствие законодательства в связи с принятием данного Закона
Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев после вступления в действие настоящего Закона осуществить законодательные инициативы по приведению в соответствие с требованиями закона действующего законодательства.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.