Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98046586-2 "О применении средств визуального контроля при маркировании товаров и продукции, товаросопроводительной документации, приборов учета, ценных бумаг и документов в системе их защиты и учета"
Досье на проект федерального закона
Актуальность принятия настоящего законопроекта обусловлена следующими причинами. Современный потребительский рынок наводнен массой товаров и продукции сомнительного происхождения и качества, представляющих угрозу здоровью населения и подрывающих репутацию отечественных и зарубежных производителей. Широкое распространение получила организация производства поддельных ценных бумаг и документов, изготовление неучтенных знаков и марок, которые используются для маркировки скрытой от контроля и налогообложения продукции. Все это создает реальную угрозу экономической безопасности нашего государства.
Российской экономике наносится огромный ущерб. Согласно оценкам государственных контрольных органов объем продаж фальсифицированных товаров на территории России достигает 20 млрд. долларов США ежегодно.
В современных условиях отсутствия законодательной базы меры, предпринимаемые органами государственной власти для разрешения этой проблемы, нередко выражаются в принятии решений о маркировании произведенной в соответствующем регионе продукции. Такие меры оказываются не только не эффективными, но и создают непреодолимые торговые барьеры на едином экономическом пространстве страны.
Целью настоящего законопроекта является создание законодательной основы деятельности в области применения средств визуального контроля путем маркирования товаров, продукции и товаросопроводительной документации, ценных бумаг и документов, препятствующей их теневому обороту, и обеспечение координации и взаимодействия государственных и негосударственных структур в системе государственного учета и контроля. Применение закона призвано увеличить и стабилизировать налоговые поступления в бюджет, создать реальные гарантии защиты прав потребителей и содействовать развитию добросовестного предпринимательства.
Законопроект предусматривает следующие виды средств визуального контроля: защищенный знак соответствия с учетной информацией к нему в виде марки розничной продажи, применяемый на товарах и продукции, подлежащих обязательной сертификации; защищенная марка акцизного сбора (специальная марка), применяемая на подакцизных товарах; защищенный знак учета и идентификации ценных бумаг и документов; защищенный знак визуального контроля, применяемый на средствах и приборах учета, по показаниям которых осуществляются денежные расчеты.
Законопроект определяет основные требования к применению средств визуального контроля. Производимые на территории Российской Федерации и импортируемые товары и продукция, реализуемые на потребительском рынке, ценные бумаги и документы подлежат маркированию средствами визуального контроля. Перечни изделий, маркируемых средствами визуального контроля должны утверждаться Правительством Российской Федерации. Запрещается реализация и использование на территории страны изделий, подлежащих обязательному маркированию, без наличия соответствующих средств визуального контроля. Деятельность, связанная с производством, приобретением, распространением, реализацией средств визуального контроля и маркированием изделий данными средствами подлежит лицензированию.
Законопроект содержит правовую базу деятельности соответствующих органов исполнительной власти в сфере защиты, учета и государственного контроля, а также координации применения средств визуального контроля. Для реализации поставленных задач Правительство Российской Федерации совместно с государственным органом законодательной власти образует Координационный Совет по созданию в Российской Федерации государственной системы защиты и учета товаров, продукции и товаросопроводительных документации, ценных бумаг и документов.
Основными задачами Координационного Совета являются разработка и реализация концепции системы организации и координации производства, учета и государственного контроля применения средств визуального контроля; координация деятельности федеральных органов государственной власти в данной сфере, в том числе государственного контроля; координация создания единой информационной системы движения и учета реализуемых товаров и продукции, товаросопроводительной документации, ценных бумаг и документов.
В законопроекте установлен порядок взимания платы за применение средств визуального контроля. Оплата работ по маркированию изделий средствами визуального контроля производится лицами, которые обязаны применять средства визуального контроля. Эти денежные средства относятся на себестоимость товаров и продукции и издержки их обращения и исключаются из сумм, подлежащих налогообложению.
Реализация Федерального закона "О применении средств визуального контроля при маркировании товаров и продукции, товаросопроводительной документации, ценных бумаг и документов в системе их защиты и учета" не потребует финансовых расходов со стороны государства, так как будет использоваться модель уполномоченного государством юридического лица, обладающего соответствующим финансовым потенциалом.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О применении средств визуального контроля при маркировании товаров
и продукции, товаросопроводительной документации, приборов учета,
ценных бумаг и документов в системе их защиты и учета"
Финансовые затраты, связанные с механизмом реализации требований данного закона обеспечиваются не бюджетными источниками, а ресурсами участников правоотношений, регулируемых законом.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием Федерального закона "О применении средств визуального
контроля при маркировании товаров и продукции, товаросопроводительной
документации, приборов учета, ценных бумаг и документов в системе
их защиты и учета"
Принятие данного Федерального закона потребует внесения изменений и дополнений в законы: "О защите прав потребителей"; "О сертификации продукции и услуг"; "О стандартизации", "Уголовный Кодекс Российской Федерации"; "Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.