Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной поддержке города-курорта Сочи в 1998 - 2001 годах"
Проект федерального закона "О государственной поддержке города-курорта Сочи в 1998 - 2001 годах" подготовлен в соответствии со статьей 114 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и Указом Президента Российской Федерации от 05.05.98 N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов".
Федеральный закон "О государственной поддержке города-курорта Сочи в 1998 - 2001 годах" разработан в свете реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.97 N 511, с учетом общенациональной значимости города Сочи как курорта федерального значения. В сложившихся на сегодняшний день политических и экономических условиях город Сочи остался единственным наиболее доступным приморским бальнеоклиматическим и курортно-рекреационным центром, к тому же имеющим условия для создания и развития базы зимних видов спорта.
Учитывая то, что утвержденный объем бюджета города Сочи на 1998 год составляет 34,2 процента от минимальных норм, установленных Министерством финансов Российской Федерации, а объем дотаций из федерального бюджета снижен на 92 процента от согласованного в департаментах Министерства финансов, становится невозможным не только развитие города-курорта Сочи, но и его нормальное функционирование.
Для обеспечения выполнения мероприятий федеральной целевой программы, гарантированного финансирования в первоочередном порядке отраслей городского хозяйства, выполнение социально-экономических программ по сохранению и развитию санаторно-курортной базы и инженерной инфраструктуры города-курорта Сочи необходимо положительно решить вопрос об оставлении в бюджете города доли перечисляемых в федеральный бюджет налогов на период 1998 - 2001 годов. Но даже при этом бюджет города будет составлять 46-50 процентов от необходимого минимального объема. Отсутствие достаточного бюджетного обеспечения из федерального бюджета городу Сочи, как курорту федерального значения, может уже в ближайшее время привести к еще более глубокой дестабилизации основной для города санаторно-курортной отрасли.
Финансово-экономическое обоснование
Бюджет города Сочи, защищенный в Министерстве финансов Российской Федерации по минимальным нормативам, составлял в 1996 году - 1065 млрд.руб., в 1997 году - 1628,6 млрд.руб. Доходная часть бюджета города в период 1993-1997 годов состояла из собственно поступления местных налогов в бюджет города, дотаций из федерального бюджета и доли федеральных налогов, оставляемых в бюджете города согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.93 N 4766-1/337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи":
(в млрд.руб.)
1996 год | 1997 год | |||
Согласовано в Минфине |
Утверждено в бюджете Госдумой |
Согласовано в Минфине |
Утверждено в бюджете Госдумой |
|
Федеральный налоги | 282,5 | 282,5 | 304,3 | 300,8 |
Местные налоги | 410,8 | 417,0 | 423,8 | 419,0 |
Дотация из федерального бюджета |
371,7 |
195,2 |
900,5 |
355,2 |
Всего | 1065,0 | 894,7 | 1628,6 | 1075,0 |
Утверждено/ согласовано |
84,0% |
66,0% |
Но даже сокращенные плановые дотации из федерального бюджета выделялись не полностью: за 1996 год недополучено дотации в размере 97,9 млрд. руб. или 50% от утвержденного в бюджете объема, в 1997 году недополучено 7,2 млрд. руб. или 2%.
В 1998 году защищенный в департаментах Министерства финансов Российской Федерации по минимальным нормативам бюджет города составил 1652 млрд.руб., в том числе необходимый объем дотаций из федерального бюджета в сумме 1257,4 млн.руб. При утверждении бюджета Государственной Думой не было учтено постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.97 N 511 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года", а также факт окончания действия постановления от 12.04.93 N 4766-1/337 и исключение в связи с этим из доходной части бюджета города доли федеральных налогов, составляющих до 35% объема доходов городского бюджета. В связи с чем объем дотаций из федерального бюджета для города был сокращен на 1154,1 млн.руб., или на 92% и составил 103 млн.руб. (71% от фактического уровня 1997 года). В связи с этим проект бюджета города Сочи на 1998 год составил 51,5% от уровня 1997 года и 34,2% от согласованного в департаментах Министерства финансов минимального объема бюджета на 1998 год.
(в млн.руб.)
1998 год | ||
Согласовано в Министерстве финансов |
Утверждено в бюджете Государственной Думой |
|
Федеральный налоги | 0 | 0 |
Местные налоги | 394,9 | 462,0 |
Дотация из федерального бюджета |
1257,4 |
103,0 |
Всего | 1652,3 | 565,0 |
Утверждено/ согласовано |
34,2% |
В сложившихся условиях нормальная жизнедеятельность города-курорта Сочи невозможна. В связи со сложившейся ситуацией Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным дано поручение Министерству финансов Российской Федерации от 17.04.98 N Пр-553 оказать финансовую помощь и выделить из федерального бюджета дополнительные средства городу-курорту Сочи. На сегодняшний день Министерство финансов Российской Федерации готового выделить дополнительные средства: из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 100,0 млн.руб. и из резерва для депрессивных территорий в размере 65,4 млн.руб. Общая сумма федеральной помощи городу Сочи в 1998 году с учетом утвержденной в бюджете Российской Федерации на 1998 год дотации в сумме 140 млн.руб. может составлять 305,4 млн.руб. В то же время утвержденный Министерством финансов Российской Федерации план по объему собираемых и зачисляемых в федеральный бюджет федеральных налогов на территории города составляет эквивалентную сумму порядка 312 млн.руб. По результатам 4 месяцев 1998 года реальный объем собираемых налогов идет на уровне 3-4 процентов ниже плана. В связи с этим, фактический объем собранных налогов, зачисляемых в федеральный бюджет, в текущем 1998 году может составить 300 - 303 млн.руб. Учитывая тот факт, что дотации из федерального бюджета поступают крайне неравномерно и, как правило, не в полной сумме, а также то, что Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год", представляется возможным в текущем 1998 году, при условии принятия предлагаемого к рассмотрению федерального закона и оставлении федеральных налогов в бюджете города с 1 января 1998 года, не выделять дополнительные дотационные средства из федерального бюджета городу Сочи. Это позволит прогнозировать формирование доходной части бюджета города с большей долей вероятности, гарантировать исполнение утвержденного городского бюджета. Также возникает возможность увеличения доходной части бюджета путем приложения максимальных усилий администрацией города Сочи для повышения уровня собираемости налогов на территории города Сочи, что сделает возможным в дальнейшем снизить необходимый объем дотаций городу из федерального бюджета.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
Краснодарского края |
В.П.Громов |
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере
правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона "О государственной поддержке города-курорта Сочи в 1998 - 2001 годах", в настоящее время регулируются:
1) Конституцией Российской Федерации (статья 132);
2) Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации";
4) Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год";
5) Указом Президента Российской Федерации от 26.10.93 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации";
6) Указом Президента Российской Федерации от 11.06.97 N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации";
7) Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.97 N 511 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года";
8) Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.93 N 4766-1/337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи".
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
Краснодарского края |
В.П.Громов |
Перечень
законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению и
дополнению в случае принятия Федерального закона
"О государственной поддержке города-курорта Сочи
в 1998 - 2001 годах"
Принятие Федерального закона "О государственной поддержке города-курорта Сочи в 1998 - 2001 годах" не требует отмены, изменения или дополнения законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
Краснодарского края |
В.П.Громов |
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых
необходимо для реализации Федерального закона
"О государственной поддержке города-курорта Сочи
в 1998 - 2001 годах"
Принятие Федерального закона "О государственной поддержке города-курорта Сочи в 1998 - 2001 годах" не потребует разработки иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанного Федерального закона.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
Краснодарского края |
В.П.Громов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.