Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации"
Необходимость принятия Федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации" обусловлена тем, что на сегодняшний день Фонд социального страхования Российской Федерации является единственным из государственных внебюджетных социальных фондов, не имеющим основополагающего закона, который бы определял его статус и направления деятельности.
Фонд социального страхования Российской Федерации в настоящее время выполняет задачу по обеспечению гарантированных государством прав работающих граждан на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальное пособие на погребение, а также частичную оплату расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работающих и их детей.
Деятельность Фонда регулируется Указами Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 года N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и от 28 сентября 1993 года N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1993 года N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101. При этом перечисленные Указы Президента Российской Федерации касаются только управления Фондом социального страхования Российской Федерации и в наиболее общей форме определяют его статус. Основные же вопросы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе его задачи, источники образования и направления расходования средств, а также взаимоотношения органов Фонда со страхователями, регулируются Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, т.е. подзаконным нормативным актом.
Проект федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации" подготовлен на основе названных Указов Президента и постановлений Правительства. В нем также нашли отражение положения, содержавшиеся в проекте федерального закона "О государственном социальном страховании", принятом Государственной Думой в 1995 году (отклонен Советом Федерации 15 января 1996 года).
Законопроект направлен на регулирование правовых, экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, и призван определить его правовое положение, основные задачи и права.
Содержащиеся в нем нормы касаются как собственно системы Фонда социального страхования Российской Федерации (статус, денежные средства и имущество Фонда, его органы управления, основные задачи и права, источники образования и направления расходования средств, контроль за их использованием), так и взаимоотношений органов Фонда с плательщиками взносов и другими органами и организациями.
В законопроекте определяется круг плательщиков страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, закрепляются обязанности работодателей уплачивать страховые взносы в Фонд и осуществлять в счет начисленных страховых взносов назначение и выплату работникам пособий, а также финансирование других мероприятий по государственному социальному страхованию. Определяется порядок начисления и сроки уплаты страховых взносов.
В статье, посвященной обязательной регистрации работодателей в качестве плательщиков страховых взносов, устанавливается обязанность банков открывать банковские счета работодателям только при предъявлении документа, подтверждающего регистрацию в органах Фонда. Наряду с закреплением применяемых в настоящее время мер ответственности за нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов в Фонд предлагается пересмотреть некоторые из них с точки зрения их соизмеримости с допущенными нарушениями - в частности, заменить штраф в размере сокрытого или заниженного фонда оплаты труда при начислении страховых взносов штрафом в размере страхового взноса, начисленного на сокрытую или заниженную сумму оплаты труда.
В проекте предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право утвердить перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. Это предложение вызвано тем, что до настоящего времени в отношении Фонда социального страхования Российской Федерации действует Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный еще постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 N 358/16-28 и давно требующий пересмотра.
Условия и порядок предоставления пособий и других гарантий по государственному социальному страхованию проектом федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации" не затрагиваются и не изменяются.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О фонде социального страхования Российской Федерации"
Доходы бюджета Фонда социального страхования формируются за счет обязательных страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов в размере определенном в процентах к сумме оплаты труда (дохода) застрахованных лиц, исходя из объективной достаточности средств для проведения денежных выплат застрахованным при наступлении страховых случаев.
Средства Фонда предназначаются исключительно для реализации конституционных прав работающих граждан и членов их семей на обеспечение по государственному социальному страхованию.
Для выполнения указанной задачи. Фонд является самообеспечивающимся государственным учреждением и законопроектом не предполагается какого-либо финансирования за счет средств федерального бюджета, кроме случая возмещения произведенных Фондом выплат в соответствии с действующим законодательством, суммы которых определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Бюджет Фонда, а также порядок его формирования и расходования, тарифы страховых взносов по представлению Правительства Российской Федерации ежегодно утверждаются соответствующими федеральными законами, которые и являются финансово-экономическим обоснованием деятельности Фонда на очередной финансовый год.
Проектом бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 1998 год доходы Фонда предполагались в сумме 28406,8 млн.рублей, из которых поступления из федерального бюджета составляли 3710,1 млн.рублей. Поступления из федерального бюджета имеют целевое назначение: 295 млн.рублей на возмещение расходов на выплату пособий сверх установленной нормы и санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансируемых за счет средств федерального бюджета; 237,5 млн.рублей на возмещение расходов по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с использованием ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах; 3000,0 млн.рублей в качестве дотаций Фонду на финансирование мероприятий по проведению летней оздоровительной кампании детей и на выплату пособий при рождении ребенка; 177,6 млн.рублей на возмещение расходов по исполнению обязательств государства в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из общей суммы расходов в сумме 28406,8 млн.рублей 1028,0 млн.рублей предполагалось направить на осуществление социального страхования, в том числе содержание аппарата исполнительных органов Фонда, что составляет 3,62% по всем расходам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.