Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО11,
судей ФИО10 и Ибрагимовой А.М,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО8 на решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным решения УОПФР по РД в "адрес" от 22 января 2019 года N 14/671275/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, обязании включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию периоды работы с 1 сентября 1995 года по 31 августа 2001 года в должности учителя изобразительного искусства в МКОУ "Андийская средняя общеобразовательная школа N" "адрес" Республики Дагестан и назначить досрочную страховую пенсию как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность 25 лет в учреждениях для детей, с момента его обращения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО10, объяснения представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО9, просившей апелляционную жалобу удовлетворить, объяснения истца ФИО1, просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным решения УОПФР по РД в "адрес" от 22 января 2019 года N 14/671275/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, обязании включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периоды работы с 1 сентября 1995 года по 31 августа 2001 года в должности учителя изобразительного искусства в МКОУ "Андийская средняя общеобразовательная школа N" "адрес" Республики Дагестан и назначить досрочную страховую пенсию как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, с момента его обращения.
Исковые требования мотивированы тем, что в сфере образования ФИО1 работает непрерывно с 1992 года по настоящее время. 13 декабря 2018 года он обратился в УОПФР по РД в "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей. К заявлению приложил документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы: трудовую книжку, удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации.
Согласно решения УОПФР по РД в "адрес" от 22 января 2019 года в досрочном назначении страховой пенсии по старости на льготных основаниях за осуществление педагогической деятельности ему было отказано в связи с тем, что период с 28 августа 1995 года по 31 августа 2001 года не был засчитан в специальный педагогический стаж, так как в указанный период он работал по штатной должности пионервожатым в данной школе, хотя имел нагрузку учителя с начислением зарплаты за указанные периоды.
Считает отказ в назначении пенсии незаконным, так как в оспариваемые периоды он работал учителем ИЗО и трудового обучения и эти периоды должны быть включены в специальный стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение пенсии.
Достоверность работы его в оспариваемые периоды учителем ИЗО и трудового обучения подтверждается соответствующими записями в его трудовой книжке, справками из РУО по "адрес" о его доходах в оспариваемые периоды (с 1995 по 2000 годы), объяснениями свидетелей.
Пенсионный орган обязан был назначить ему пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с 13 декабря 2018 года, однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил его право на получение пенсии.
Решением Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2019 года постановлено:
"Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан удовлетворить частично.
Решение Управления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" от 22 января 2019 года N 14/671275/18 в части исключения из специального стажа ФИО1 периода работы с 1 сентября 1997 года по 31 августа 2001 года учителем рисования (ИЗО) в Андийской средней школе N Ботлихского Республики Дагестан признать незаконным.
Обязать Управление ГУ-ОПФР по РД в "адрес" включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической работы не менее 25 лет в учреждениях для детей, периоды работы с 1 сентября 1997 года по 31 августа 2001 года учителем рисования (ИЗО) в Андийской средней школе N Ботлихского Республики Дагестан.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан о признании незаконным решение Управления ГУ - Отделения Пенсионного фонда России по Республике в "адрес" от 22 января 2019 года N 14/671275/18 в отказе назначении ему досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей из-за отсутствия необходимого стажа, а также об обязании включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периоды его работы с 28 августа 1995 года по 31 августа 1997 года в Андийской средней школе N "адрес", назначить и выплатить ему досрочную страховую пенсию, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность 25 лет в учреждениях для детей, с момента его обращения, то есть с 13 декабря 2018 года, отказать".
Не согласившись с данным решением, заместитель управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО8 подала на него апелляционную жалобу, в которой указывается о его незаконности, необоснованности и содержится просьба о его отмене.
В обосновании доводов автор жалобы указывает, что 13 декабря 2018 года ФИО1 обратился в Управление ОПФР по РД в "адрес" с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности на основании п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Для подтверждения специального стажа им была представлена трудовая книжка AT-VI N 5159669, диплом об образовании и другие документы.
Согласно записям, произведенным в представленной трудовой книжке, ФИО1 работал учителем труда, черчения и начальных классов в период с 15 августа 1992 года по 26 августа 1995 года.
26 августа 1995 года ФИО1 по поданному заявлению был уволен с должности учителя начальных классов.
С 28 августа 1995 года ФИО1 согласно записям трудовой книжки работал на должности старшего пионервожатого в Андийской средней школе N.
Период работы ФИО1 с 1 сентября 1995 года по 31 августа 2001 года в должности пионервожатого в Андийской средней школе N преобразованной в МКОУ "Андийская средняя общеобразовательная школа N", не был включен в педагогический стаж, поскольку при проверке книг приказов за указанный период по указанному образовательному учреждению отсутствовал приказ о назначении его учителем ИЗО.
В трудовой книжке имеется запись от 25 апреля 2000 года, согласно которой ФИО1 присвоена вторая квалификационная категория по должности "учитель".
В связи с вычетом данного периода у ФИО1 не набирался стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии.
На основании вышеизложенного решением N14/671275/18 от 22 января 2019 года Управления ГУ-ОПФР по РД в "адрес" ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия 25-летнего специального стажа педагогической деятельности. В специальный стаж ФИО1 для назначения пенсии не были включены периоды его работы в должности "старшего пионервожатого", поскольку согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность в которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2", утвержденного постановлением ФИО2 от 6 сентября 1991 года N 463, и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж; работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, такой должности нет.
Трудовая книжка AT-VI N5159669 заполнена с нарушением последовательности внесения записей. Запись N 7 составлена 14 октября 2011 года, запись N 8 составлена 4 сентября 1995 года. Запись за N 5 и запись за N 8 имеет одно основание - Приказ N 128 от 4 сентября 1995 года. При этом запись за N 5 не признана недействительной. В настоящее время в трудовой книжке AT-VI N5159669 имеются две записи о приеме на работу на разные должности "старшего пионервожатого" и "учителя рисования и трудового обучения", на основании одного Приказа N 128 от 4 сентября 1995 года.
Согласно "Инструкции по заполнению трудовых книжек" приложения N 1 к Постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 года N 69 в разделах "Сведения о работе" и "Сведения о награждении" трудовой книжки зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей не допускается. Например, при необходимости изменения конкретной записи о приеме на работу в разделе "Сведения о работе" после соответствующей последней в данном разделе записи указывается последующий порядковый номер, дата внесения записи, в графе 3 делается запись: "Запись за номером таким-то недействительна". После этого производится правильная запись: "Принят по такой-то профессии (должности)" и в графе 4 повторяется дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку, либо указывается дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, на основании которого вносится правильная запись".
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО9 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Истец ФИО1 просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав стороны по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ).
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 19 п. 1 ст. 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. 80).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
Подпунктом "м" п. 1 названного постановления Правительства установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка предусмотрены должность "учитель", а в пункте 1.1. раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены общеобразовательные учреждения: "школы всех наименований, лицей".
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно;
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка предусмотрены должность "учитель", а в пункте 1.1. раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены общеобразовательные учреждения: "школы всех наименований, лицей".
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Списком предусмотрены должность "учитель", наименование учреждений "школы, лицеи".
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка предусмотрены должность "учитель", а в пункте раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены - "школы".
При этом согласно подпункту "в" пункта 3 этого же постановления Правительства по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, последовательно применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 - в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - с 1 января 2002 года.
В соответствии с частью 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона N 173-Ф3, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона N 173-Ф3 (далее - Правила N 516).
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N781).
Согласно п. 2 указанных выше Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
При этом, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Согласно п. 4 Правил N 781 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды работы, выполнявшейся до 01 сентября 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Исключение из указанного правила составляют учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ, в отношении которых подтверждения выполнения нормы рабочего времени для них не требуется согласно п. 6 Правил.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила и подтверждение которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии" (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно п. 4 вышеуказанных Правил, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведения персонифицированного учета.
В соответствии с 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 указанных Правил.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно п. 11. Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено и следует из материалов дела, согласно исследованному пенсионному делу (отказному), 13 декабря 2018 года ФИО1 обратился в Управление ГУ-ОПФР по РД в "адрес" с заявлением о назначении ему на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей.
Решением Управления ГУ-ОПФР по РД в "адрес" от 22 января 2019 года N 14/671275/18 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности льготного стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по подсчетам пенсионного органа общий стаж педагогической деятельности ФИО1 составляет менее 25 лет.
Как следует из данного решения пенсионным органом не включены в подсчет специального стажа ФИО1 период его работы с 28 августа 1995 года по 31 августа 2000 года в должности учителя рисования в Андийской средней школе N, мотивируя тем, что в указанный период он числится пионервожатым.
Из копии трудовой книжки AT-VI N 5159669, заполненной на имя ФИО1, 2 сентября 1992 года, ФИО1 согласно записи N1 приказом N1 от 28 августа 1992 года по Рикванинской средней школе "адрес" с 15 августа 1992 года назначен учителем труда и черчения, согласно записи N2 приказом N20 от 9 сентября 1993 года по Рикванинской средней школе "адрес" освобожден от занимаемой должности с 1 сентября 1993 года, согласно записи N3 приказом N25 от 1 октября 1994 года по Н.-Инхеловской средней школы "адрес" с 1 октября 1993 года назначен учителем начальных классов, согласно записи N 4 по приказу N101 от 26 августа 1995 года с 26 августа 1995 года по Н.-Инхеловской средней школе освобожден с должности учителя начальных классов, согласно записи N 5 по приказу N128 от 4 сентября 1995 года по Андийской средней школе N "адрес" с 28 августа 1995 года назначен старшим пионервожатым в Андийской средней школы N 2, 25 апреля 2000 года по приказу N125 от 6 мая 2000 года по Андийской средней школе N ФИО1 присвоена вторая квалификационная категория по должности "учитель", кем он работает и в настоящее время.
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица ФИО1,
усматривается, что 21 мая 2001 года он зарегистрирован в системе государственного регистрационного пенсионного страхования, ему присвоен страховой номер индивидуального лицевого счета 081-366-564 73.
Началом отчетного периода застрахованного лица указан 2001 год, должность, на которой ФИО1 работал в период с 28 августа 1995 года по 31 декабря 1998 года, указана "старший пионервожатый в Андийской средней школе N 2, а в графе "Выслуга лет" кодом за период работы с 28 августа 1995 года - 31 декабря 1998 года указан код категории ЗП80ПД, являющимся кодом педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей всех педагогических работников в должностях, поименованных в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО2, который действовал с 1 января 1996 года по 31 декабря 2001 года.
Согласно книгам приказов по Андийской средней школе N2 за период с 1995 года по 2000 годы в имеются: приказ N4 от 01 сентября 1997 года, приказ N от 01 сентября 1998 года, приказ N 106 от 01 сентября 1999 года, N134 от 01 сентября 2000 года - "О распределении учебной нагрузки", где ФИО1 как учителю рисования определены предметные часы по рисованию: в 1997/1998 учебном году - 7 часов, в 1998/1999 учебном году - 10 часов, в 1999/2000 учебном году - 12 часов, в 2000/2001 учебном году - 10 часов.
То обстоятельство, что ФИО1, работая в должности пионервожатого в Андийской средней школе N 2, за период с 1997 года по 1 сентября 2000 года имел нагрузку учителя, подтверждается и решением об отказе в установлении пенсии от 22 января 2019 года N 14/671275/18 Управления ГУ-ОПФР по РД в Ботлихском районе, а также сообщением Министерства образования и науки Республики Дагестан N13-04 от 3 июня 2019 года, из которого усматривается, что согласно тарификационным спискам в тарификационных списках учителей и иных работников за 1997/1998 учебный год Андийской средней школе N "адрес" ФИО1 значился старшим пионервожатым и учителем изобразительного искусства (7 часов) и заработная плата его в месяц составляла 698915 рублей, за 1998/1999 учебный год Андийской средней школе N ФИО1 значился старшим пионервожатым и учителем изобразительного искусства (10 часов) и заработная плата его в месяц составляла 705 рублей, за 1999/2000 учебный год в Андийской средней школе N ФИО1 значился старшим пионервожатым и учителем изобразительного искусства (12 часов) и заработная плата его в месяц составляла 756 рублей, за 2000/2001 учебный год в Андийской средней школе N ФИО1 значился старшим пионервожатым и учителем изобразительного искусства (10 часов) и его заработная плата составляла 1288 рублей.
Из копии трудовой книжки AT-VI N, заполненной на имя ФИО1, в разделе "Сведения о работе" имеется запись N 6, согласно которой приказом N 125 от 6 мая 2000 года ФИО1 с 25 апреля 2000 года присвоена вторая квалификационная категория по должности "учитель".
Рассматривая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание приведенные нормы законодательства, разъяснения, содержащиеся в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установил, что истец фактически работал в Андийской средней школе N 2, которая преобразована в муниципальное казенное образовательное учреждение "Андийская средняя общеобразовательная школа" в период с 1 сентября 1997 года по 31 августа 2001 года в должности старшего пионервожатого и в должности учителя рисования (ИЗО) и пришел к правильному выводу о том, что спорный период ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа истца.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный период с 1 сентября 1997 года по 31 августа 2001 года подлежат включению в педагогический стаж истца.
Судом также установлено, что с учетом отказа в удовлетворении требований о включении периода работы с 28 августа 1995 по 31 августа 1997 года на момент обращения истца к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии, его стаж педагогической деятельности составлял менее 25 лет, в связи с чем, исковые требования в части признания права на назначение досрочной пенсии судом оставлены без удовлетворения. В данной части решение сторонами не обжалуется.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения и оснований считать их неправильными не имеется.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО8- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.