Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующей судьи Ибрагимовой А.М,
судей: Абдулаева М.М. и Гаджиева Б.Г,
при секретаре Ибрагимова Т.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Н.а Н. К, поданному представителем по доверенности Гаджиевым Г.О, к Администрации городского округа " "адрес"" (далее - Администрация ГО " "адрес""), к третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерству образования и науки РД об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства в "адрес" по договору специализированного найма по установленной норме предоставления жилых помещений, в срок до 31 июля 2019 года,
по апелляционной жалобе и.о главы городского округа " "адрес"" Исакова М.К. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
"исковые требования Н.а Н. К, поданные представителем по доверенности Гаджиевым Г. О. к Администрации городского округа " "адрес"", к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерству образования и науки РД, Министерству экономики и территориального развития РД об обязании ответчика предоставить по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение по месту жительства в "адрес", по установленной норме предоставления жилых помещений, в срок до 31 декабря 2019 года, удовлетворить частично;
обязать Администрацию городского округа " "адрес"" Республики Дагестан предоставить Н.у Н. К, "дата" года рождения, уроженцу "адрес" Дагестанской АССР, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение по месту жительства в "адрес", по установленной норме предоставления жилых помещений;
в удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Абдулаева М.М, выслушав объяснения представителя городского округа " "адрес"" Гаджикурбанова А.Г, представителя Минсистерства финансов Кадилабагандовой А.К, просивших решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, представителя истца Гаджиева Г.О, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия судебная коллегия
установила:
Н.а Н.К, обратился в суд с иском к Администрации городского округа " "адрес"" (далее - Администрация ГО " "адрес"" об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства в "адрес" по договору специализированного найма по установленной норме предоставления жилых помещений, в срок до 31 июля 2019 года.
В обоснование исковых требований представитель истца Гаджиев Г.О. указал, что Нурациев Н.Ц. признан сиротой, лицом имеющим право на обеспечение жильем вне очереди.
Н. Н.К. учился и воспитывался в ГУ - Детский "адрес" с 2000-2005г. и находился на полном государственном обеспечении (справки прилагаются), а также по настоящее время Н. Н.К. зарегистрирован по адресу: Избербашский детский "адрес" В.
Согласно справке, выданной Администрацией ГО " "адрес"" от 10.03.2017г. истец Н. Н.К. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на получения жилья Администрации ГО " "адрес"" за N. Данный текст не соответствует ФЗ N, т.к. местные органы власти администрации старательно избегают указать, что истец признан сиротой и является лицом имеющим право на обеспечение жильем вне очереди (а не лицом имеющим право на получения жилья). Таким образом, местные органы власти снимают ответственность с себя, что они в соответствии с ФЗ обязаны обеспечить жильем истца, считая, что Н. Н.К. будет обеспечен жильем согласно очереди. Н. Н.К. категорически не согласен с позицией ответчика и считает, что этим нарушаются его права, предусмотренные законом.
Суд постановилприведенное выше решение, которое просит отменить и.о главы городского округа " "адрес"" Исаков М.К. и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обосновании апелляционной жалобы указал, что судом при вынесении решения не было учтено, что лицам, состоящим в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для улучшения жилищных условий предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, так как они подпадают под ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
Нормы о предоставлении жилого помещения вне очереди детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исключены из ЖК РФ.
Истец Н. Н.К. в суд апелляционной инстанции не явился, сведения о причинах неявки не представил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращался.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда указанным требованиям закона отвечает в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Н. Н.К. воспитывался в Избербашском Детском "адрес" 2000г. по 2005г. и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой N от 06.03.2019г.
Согласно свидетельству о рождении от 08.06.2005г. 1-БД N родителями Н.а Н.К. "дата" года рождения являются Н. К. Н. и Абакарова Г. Ш..
Согласно свидетельству о смерти 1-БД N отец Н.а Н. К. - Н. К. скончался "дата", о чем "дата". составлена запись акта смерти N.
Согласно свидетельству о смерти, 1-БД N мать Н.а Н. К. - Абакарова Г. Ш. скончалась "дата", о чем "дата". составлена запись акта смерти N.
Согласно справке начальника Жилищного отдела по учету и распределению жилья Администрации ГО " "адрес"" от 10.03.2017г. Н. Н.К. с 21.03.2014г. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрации ГО " "адрес"" под N.
До настоящего времени Н. Н.К. жилым помещением не обеспечена.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Н. Н.К. относится к числу детей-сирот, жилым помещением не обеспечивался, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признает правильными.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от 25.11.2008 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2009 года полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований, то есть на администрацию ГО " "адрес"".
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью государства и возложены на органы исполнительное власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии со ст.8 п.9 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребёнка в образовательной организации.
Аналогичные положения содержатся и в статье 8 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 3. названного Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий;
Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны своевременно и в полном объеме обеспечивать целевое, эффективное и рациональное использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных на осуществление государственных полномочий;
В силу требований ч.2 ст.4 упомянутого Закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий;
Согласно этому же Закону РД (ст.5) общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Законом РД от 05.06.2009 года N внесены изменения в Закон РД от 25.11.2008 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Функции обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы муниципальным образованиям.
Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 года N утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа за счет средств республиканского бюджета РД".
Кроме того, установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц.
Как следует из материалов дела, Н. Н.К. состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, что подтверждает и апеллянт.
С момента обращения Н.а Н.К. с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложил на ответчика обязанность предоставить Н.у Н.К. жилое помещение специализированного жилого фонда.
Доводы апеллянта о том, что лицам, состоящим в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для улучшения жилищных условий предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, так как они подпадают под ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с вынесенным решением, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, решение суда первой инстанции является законным. Судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Доводы представителя ответчика Администрации ГО " "адрес"" Гаджикурбанова А.Г. об отсутствии у ответчика финансовых средств для обеспечения истца жильем и о том, что обязанность предоставления жилья зависит от поступления финансовых средств из Министерства финансов РД, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения
Доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения и оценки суда первой инстанции, судом им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. По существу указанные в апелляционной жалобе доводы повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с нормами процессуального и материального права.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам, а доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 15 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.