Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего и,
судей м и т
с участием представителя заинтересованного лица с - адвоката р,
представителя административного ответчика Управление Министерства юстиции Республики Дагестан по доверенности д,
при секретаре судебного заседания а,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ы к Управлению Министерства юстиции РФ по Республике Дагестан о признании незаконным решение конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от "дата" по результатам проведения конкурса на замещение вакантной должности частнопрактикующего нотариуса Дербентского нотариального округа в отказе ы в допуске к участию в конкурсе и признании результатов конкурса на замещение одной вакантной должности частнопрактикующего нотариуса Дербентского нотариального округа и проведение самого конкурса состоявшегося "дата" незаконным,
по апелляционным жалобам представителя административного ответчика Управление Министерства юстиции Республики Дагестан п и адвоката р в интересах заинтересованного лица с на решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата", которым административное исковое заявление ы удовлетворено.
Заслушав доклад судьи м, изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционных жалоб, выслушав мнение явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
ы обратился в суд с вышеприведённым административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции РФ по РД, мотивировав свои требования тем, что в 1997 году он закончил Институт "Юждаг" НОУ высшего профессионального образования РД в "адрес" и ему присуждена квалификация юрист по специальности "юриспруденция". "дата" ы закончил Автономную некоммерческую организацию высшего образования "Московский институт современного академического образования" "адрес". "дата" главным Управлением Министерства юстиции РФ по РД, ы выдана лицензия на право занятия нотариальной деятельностью. "дата" ы принят на должность нотариуса в Табасаранскую государственную нотариальную контору, а с "дата" переведен на должность частнопрактикующего нотариуса "адрес", в связи с реорганизации государственного нотариата, где проработал до "дата" В 2014 году ы выдвигался на должность Президента нотариальной Палаты Республики Дагестан. "дата" в связи с переходом на другую работу ы по собственному желанию освободил должность нотариуса. Он не допущен к конкурсу из-за того, что им было представлено требование N ИЦ МВД по РД. Между тем, в соответствии с регламентом МВД по РД о выдаче справок об отсутствии судимости занимает не более 30 дней. Однако, когда ы узнал, о проведении конкурса, а именно "дата", прием документов для участия в конкурсе был объявлен с "дата" по "дата", а поскольку справку он бы не успел получить, то приложил к своему пакету документов требование N. Считает, что ГУ МЮ РФ по РД не соблюдены сроки опубликования конкурса, при котором гражданин мог бы получить весь перечень документов, указываемый ГУ МЮ РФ по РД, а именно справку об отсутствии судимости.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" постановлено:
"Административное исковое заявление ы к Управлению Министерства юстиции РФ по РД удовлетворить.
Признать незаконными решение конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от "дата" об отказе ы в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности частнопрактикующего нотариуса Дербентского нотариального округа и решение конкурса на замещение одной вакантной должности частнопрактикующего нотариуса Дербентского нотариального округа и проведение самого конкурса, состоявшегося "дата".".
В апелляционной жалобе представитель ответчика п ставит вопрос об отмене решения суда, в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильного применения норм материального права и норм процессуального права.
По мнению апеллянта, ы для участия в конкурсе представлен диплом Автономной коммерческой организации высшего образования "Московский институт современного академического образования" о получении им специальности юриспруденция" дата выдачи "дата", а также представлено требование N ИЦ МВД РД, а справку из ИЦ МВД по РД об отсутствии судимости он не успел получить в установленные сроки подачи документов на участие в конкурсе объявленным распоряжением Минюста России по Республике Дагестан от "дата" N-р, так как в соответствии с Регламентом МВД по РД о выдаче справок об отсутствии судимости занимает не более 30 дней.
На заседании конкурсной комиссией при рассмотрении представленных документов ы, а именно диплома Автономной коммерческой организации высшего образования "Московский институт змеиного академического образования" о получении им специальности юриспруденция" - дата выдачи "дата" было установлено, что юридический стаж ы со дня получения высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования составляет 1 год 5 месяцев.
ы при подаче документов на участие в конкурсе нарушена форма процессуального права.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и положение, о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности, утвержденного Приказом Министра юстиции Российской Федерации "дата" N нарушают его интересы и права, а не действия конкурсной комиссии: в части исчисления юридического стажа высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования; об отказе принятия требования N в качестве справки об отсутствии судимости. В таком случае административное исковое заявление истцом подано не по ведомственности, так как оспариваются действующие нормативные правовые акты, а не незаконные действия конкурсной комиссии.
Конкурсная комиссия ы отказала в допуске на участие в курсе по двум этим основаниям: несоответствие требованиям статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, выразившееся в том, что его юридический стаж со дня получения высшего юридического образования, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования менее чем пять лет (1 год и 5 месяцев); неполном и несвоевременном представлении документов, указанных в абзацах первом - девятом пункта 5 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного приказом Минюста России от "дата" N, выразившемся в отсутствии справки из органов внутренних дел об отсутствии судимости.
Просит решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" отменить, прекратив производство по делу в связи со смертью ы
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица с - адвокат р считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование указывает, что суд пришел к ошибочному воду о том, что требования формы N ИЦ МВД по РД и Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, являются одним и тем же документом, и, соответственно, одним и тем же доказательством по настоящему делу.
Так, из содержания требования формы N следует, что проверка о наличии судимости ы проводится старшим о/у группы УР ОМВД России по "адрес" о, а не на основании заявления ы или на основании запроса участкового уполномоченного полиции отдела участковых оперуполномоченных полиции и по делам "." ОМВД России по "адрес" л
Суд также оставил без надлежащей правовой оценки то, что в заявлении ы о допуске на участие в конкурсе от "дата" под номером 5 указана Справка из МВД об отсутствии судимости", а не "Требование формы N ИЦ МВД по РД", что дает основания для вывода о том, что предоставленные ы в конкурсную комиссию документы, не подтверждены допустимыми доказательствами.
Судом первой инстанции допущены нарушения норм ст. 60 и 61 КАС РФ, устанавливающих относимость и допустимость доказательств по административному спору, что, повлекло нарушения требований ст. 84 КАС РФ.
Просит решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" отменить, прекратив производство по делу в связи со смертью ы
В судебном заседании представитель заинтересованного лица с - адвокат р, а также представитель административного ответчика Управление Министерства юстиции Республики Дагестан по доверенности д, доводы своих апелляционных жалобы поддержали и просили их удовлетворить.
Извещённая о месте и времени рассмотрения дела представитель административного истца ы адвокат ч, в судебное заседание не явилась и причин неявки суду не сообщила. Заинтересованное лицо с представила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела без её участия. Вместе с тем, представителем административного ответчика в суд представлена копия справки с ЗАГС, согласно которой административный истец ы скончался "дата" в результате дорожно-транспортного происшествия. В связи с изложенным дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения адвоката р в интересах заинтересованного лица с и представителя Управления Минюста РФ по РД д, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).
Нотариальная деятельность представляет особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе, лицами, труд которых регулируется специальным законодательством, в том числе - Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. На нотариальную деятельность распространяются положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие равные условия доступа к этой деятельности.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных "дата" N, наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Согласно Положению "О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса", утвержденному Приказом Минюста России от "дата" N (далее по тексту Положение), целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Лицо, желающее участвовать в конкурсе, подает секретарю конкурсной комиссии заявление, которое регистрируется в специальном журнале с присвоением регистрационного номера, а также представляет в подлиннике: диплом о высшем юридическом образовании, выданный имеющей государственную аккредитацию образовательной организацией высшего образования; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет; лицензию на право нотариальной деятельности или выписку из протокола квалификационной комиссии, подтверждающую сдачу квалификационного экзамена после "дата"; справку из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что лицо, желающее участвовать в конкурсе, не состоит в них на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости; заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств. Прием документов производится в срок, установленный распоряжением территориального органа. По истечении данного срока документы на конкурс не принимаются.
На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске лиц, желающих участвовать в конкурсе, к участию в конкурсе.
Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях территориального органа и нотариальной палаты, а также размещается на официальных сайта территориального органа и нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее, чем за семь дней до начала проведения конкурса.
ы, оспаривая решение конкурсной комиссии, ссылается на то обстоятельство, что в ходе проведения первого этапа конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Дербентского нотариального округа, были допущены нарушения законодательства о нотариате, а именно порядок проведения конкурса по допуску его к участию в нем.
Из материалов дела следует, что распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по РД от "дата" N объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности частнопрактикующего нотариуса Дербентского нотариального округа. Проведение конкурса назначено на "дата" в 11:00 часов. Прием документов для лиц, претендующих на замещение вакантной должности нотариуса, объявлен с "дата" по "дата" с 10:00 до 15:00 часов. Проведение заседания конкурсной комиссии по вопросу о допуске кандидатов к участию в конкурсе назначено "дата".
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан утвержден состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Махачкалинского нотариального округа Республики Дагестан, назначенного на "дата".
Согласно выписке из протокола заседания конкурсной комиссии о допуске кандидатов к участию в конкурсе на замещение одной вакантной должности частнопрактикующего нотариуса Дербентского нотариального округа от "дата" N в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса Дербентского нотариального округа Республики Дагестан от "дата" приняло участие 3 кандидата.
Из указанной выписки из протокола усматривается, что после ознакомления комиссии с представленными ы документами комиссией установлено, что вместо справки из органов внутренних дел об отсутствии судимости ы представлено требование N ИЦ МВД по РД; по представленным документам установлено, что юридический стаж по юридической специальности у ы составляет 1 год 5 месяцев.
В связи с чем конкурсная комиссия, приняв к сведению доложенную информацию, рассмотрев поданные документы претендента на замещение вакантной должности в Дербентском нотариальном округе единогласно решилав соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате и на основании Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного приказом Минюста РФ от "дата" N отказать в допуске к участию в конкурсе на замещение одной вакантной должности частнопрактикующего нотариуса Дербентского нотариального округа ы
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" предусмотрено, что Регламенты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, утверждаются приказами руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти.
Приказом министра МВД РФ от "дата" N 1121 утвержден Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Указанный регламент установилстандарт предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (п. 14), которую предоставляет МВД России (п. 15). Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, (п. 17, 17.1). Приложением N 6 к данному регламенту утверждена форма справки. Согласно п. 71, 74, 80 данного Регламента основанием для начала административной процедуры по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости является поступление заявления должностному лицу, уполномоченному на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости. В справке о наличии (отсутствии) судимости при наличии имеющейся судимости, а также снятой и погашенной судимости - в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации" указывается дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья УК РФ, Уголовного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, "адрес" ССР, на основании которых лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата освобождения, основания погашения или снятия судимости. Справка о наличии (отсутствии) судимости должна содержать реквизиты, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации является обязательным (номер, дата, подпись, оттиск печати).
Указанный Административный регламент установилстандарт предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (пункт 14), которые предоставляет МВД России (пункт 15).
Пунктом 16 Административного регламента установлено, что обращение заявителей (за исключением государственных или муниципальных органов) по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости также может быть подано в соответствующий информационный центр через управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам.
Пунктом 17 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования; письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.
Требование N ИЦ МВД по РД о наличии или отсутствии судимости, для последующего представления секретарю конкурсной комиссии вместе с заявлением о допуске к участию в конкурсе с приложением установленных п. 5 Положения документов, административным истцом ы, была получена через ОМВД России по "адрес" РД, что не противоречит указанному выше Административному регламенту. Согласно сопроводительному письму начальника ОМВД России по "адрес" РД ж N от "дата" в адрес начальника ИЦ МВД по РД направлено требование N на гражданина ы, 1975 г.р, для проверки по учетам ИЦ МВД по РД.
Представленное административным истцом Требование формы N ИЦ МВД по РД свидетельствует о запросе им сведений об отсутствии у истца судимости, в том числе погашенной и снятой на территории Российской Федерации, отсутствии сведений о факте уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования на территории Российской Федерации; сведений об отсутствии факта.
Однако, как усматривается из материалов дела, административным истцом в установленном законом порядке не получена справка о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, согласно п. 17 вышеуказанного регламента.
Таким образом, представление ы, в конкурсную комиссию с заявлением о допуске к участию в конкурсе на замещение должности нотариуса Дербентского нотариального округа, требования N, вместо справки установленной формы свидетельствует о несоответствии представленного им пакета документов, установленным регламентом требованиям.
При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что административный ответчик незаконно отказал в допуске к участию в конкурсе ы по тем основаниям, что им было представлено требование N ИЦ МВД РД, поскольку по своей сути требование N и справка ИЦ МВД об отсутствии у лица судимости, не являются идентичными документами по содержанию запрашиваемой информации.
Суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что справка о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования является конечным результатом оказанной услуги согласно вышеуказанного Регламента, а представленное ы требование N, является, по сути, запросом, на основании которого выдается вышеуказанная справка о судимости и не содержит сведений о наличии либо отсутствии сведений о судимости, а также иных сведений о кандидате.
В соответствии с частями 7 и 8 ст. 60 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение профессионального образования по специальности подтверждается документом об образовании и о квалификации, выдаваемом лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию; уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемым лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации. Если иное не установлено федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, для участия в конкурсе ы на конкурсную комиссию представлен в том числе диплом о высшем юридическом образовании (НОУ высшего профессионального образования "Институт "Юждаг"), согласно которому ы присуждена квалификация юрист по специальности "Юриспруденция", диплом Бакалавра (АНО высшего образования "Московский институт современного академического образования" "адрес"), лицензия на право занятия нотариальной деятельностью, копия трудовой книжки, согласно которой ы "дата" был назначен частнопрактикующим нотариусом Табасаранского нотариального округа и "дата" освобожден от должности нотариуса.
Как следует из протокола N от "дата" заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, комиссия приняла решение не допускать ы к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в Дербентском нотариальном округе в том числе, поскольку как следует из представленных документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в Дербентском нотариальном округе ы имел стаж работы по юридической специальности 1,5 года, в то время как для замещения должности нотариуса требуется стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
При этом комиссия посчитала 1,5 года юридического стажа по специальности со дня получения ы диплома Бакалавра (АНО высшего образования "Московский институт современного академического образования" "адрес"), однако диплом о высшем юридическом образовании (НОУ высшего профессионального образования "Институт "Юждаг") не принят комиссией во внимание поскольку у образовательного учреждения не имелось аккредитации.
Из представленного в материалы дела заявления ы, о допуске его к участию в конкурсе, указывается в качестве приложения - диплом с приложением, но не указывается название высшего образовательного учреждения выдавшего его, при этом довод административного ответчика о том, что при обращении в комиссию с заявлением для участия в конкурсе ы представлен диплом высшего образования "Московского института современного академического образования" о получении им специальности "Юриспруденция" от "дата", ни административным истцом, ни его представителем не опровергнут.
В опровержении указанного довода административного ответчика, а также довода о том, что истец к иску приложил другой диплом, ни административный истец, ни его представитель не представил в материалы дела соответствующие доказательства.
При указанных и установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что конкурсная комиссия правомерно не включила 1,5 года юридического стажа ы, по специальности со дня получения им диплома о высшем образовании, и не включила в счет стажа иной период его работы, так как диплом был выдан "дата". А диплом о высшем юридическом образовании (НОУ высшего профессионального образования "Институт "Юждаг") правомерно непринят во внимание, поскольку у образовательного учреждения не имелось аккредитации.
Следовательно, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства и пришел к ошибочным выводам.
Судебная коллегия находит обоснованным довод административного ответчика о том, что для исчисления юридического стажа при наделении полномочиями нотариуса установлен иной порядок, нежели тот, на который ссылается административный истец в административном исковом заявлении, ссылаясь на правовую позицию Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ от "дата" N (35)-5 "О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должность судей, так как это имеет отношение для исчисления юридического стажа судей.
Порядок исчисления стажа при наделении лица полномочиями нотариуса предусмотрен Регламентом утвержденным Приказом Минюст России от "дата" N "Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса".
Так истец, в обоснование своих доводов приводит Приказ Минюста России от "дата" N "Об утверждении порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса". Однако данный порядок в соответствии с пунктом 4 применяется к конкурсам, проводимым после "дата". Оспариваемый конкурс был объявлен до "дата" и проводился в соответствии с Приказом Минюста России от "дата" N "Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса".
В силу п. 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата"г. N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям.
Согласно представленных в Верховный Суд РД начальником отдела ЗАГС администрации "адрес" Республики Дагестан" сопроводительным письмом от "дата" N сведений актов гражданского состояния усматривается, что административный истец ы, "дата", умер "дата", о чем сделана актовая запись о смерти N.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 154 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства.
Таким образом, судебная коллегия ВС РД при указанных выше обстоятельствах, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции по данному делу подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи со смертью административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя административного ответчика - п и апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица - адвоката р - удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" - отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению ы к Управлению Министерства юстиции РФ по РД - прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.