Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи ФИО5, судей Джарулаева А-Н.К., Хаваева А.Г., при секретаре ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес" к администрации ГО " "адрес"" и Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детсад N "Василек" (далее МБДОУ ЦРР N "Василек") о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию в образовательной организации и обязании устранить в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушения требований указанного законодательства, в частности, оборудования санитарных узлов, теневых навесов, замену устаревшего холодильного оборудования,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации ГО " "адрес"" ФИО4 на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес" удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка детский сад N "Василек" и администрации городского округа " "адрес"" в части непринятия мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию в образовательной организации Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка детский сад N "Василек".
Обязать Администрацию ГО " "адрес"" в течение 9-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить из бюджета муниципального образования - городской округ " "адрес"" - Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детский сад N "Василек" денежные средства на расходы, связанные с санитарно-эпидемиологическим благополучием воспитанников, а именно: на обеспечение нормируемой площади 1 ребенка в основных помещениях, на оборудование санитарных узлов, с установкой в них санитарных приборов из расчета 1 унитаз и 1 раковина на 5 детей в старших группах, на оборудование гладильной комнаты, на приобретение и монтаж сборно-разборных теневых навесов, на обустройство групповых игровых площадок для детского сада на территории парковой зоны, на производство ремонта в складском помещении для хранения сыпучих продуктов, на проведение побелки, покраски стен масляной краской на высоту 1,5 м, на замену покрытия пола, на замену в складском помещении устаревшего холодильного оборудования, на проведение косметического ремонта в пищеблоке с заменой устаревшего оборудования, на приобретение недостающего технологического оборудования (электромясорубки для готовых продуктов, картофелечистки и овощерезки), на приведение помещений медицинского блока в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям для получения санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка детский сад N "Василек" по мере поступления денежных средств осуществить мероприятия, связанные с санитарно-эпидемиологическим благополучием воспитанников, а именно: обеспечить нормируемую площадь на 1 ребенка в основных помещениях, сократить количество групп, оборудовать внутренние санитарные узлы, с установкой в них санитарных приборов из расчета 1 унитаз и 1 раковина на 5 детей в старших группах, оборудовать гладильную комнату, приобрести и монтировать сборно-разборные теневые навесы, обустроить групповые игровые площадки для детского сада на территории парковой зоны, заменить в складском помещении устаревшее холодильное оборудование, произвести косметический ремонт в пищеблоке с заменой устаревшего холодильного оборудования, приобрести недостающее технологическое оборудование (электромясорубки для готовых продуктов, картофелечистки и овощерезки), привести помещения медицинского блока в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиям для получения санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, судебная коллегия
установила:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес" обратился в суд с приведенными выше исковыми требованиями, указывая в их обоснование, при проведении плановой проверки образовательного учреждения были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, что подтверждается актом проверки N от "дата". Так, в частности, на территории МБДОУ не оборудованы теневые навесы, отсутствуют игровая и хозяйственная зоны, физкультурные площадки. Нарушена санитарная норма на 1 ребенка, отмечена скученность среди детей, недостаточно санитарных приборов и т.п.
Указанное свидетельствует о функционировании образовательного учреждения с нарушениями требований санитарных правил и норм, предусмотренных СанПиН 2. "дата"-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", что создает реальные риски возникновения эпидемиологических осложнений в учреждении.
Решением Дербентского городского суда РД от "дата" административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации ГО " "адрес"" ФИО4 ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств дела и на отсутствие финансовых средств на исполнение решения суда в ближайшее время.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции на основании статей 150, 307 КАС РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда и материалы дела по правилам ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, при проведении проверки ТО Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес" образовательного учреждения на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм, было установлено, что образовательное учреждение не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что способствует созданию угрозы жизни и здоровью детей, персонала и неопределенного круга лиц.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что в нарушение требований законодательства ответчики - учредитель образовательного учреждения - администрация ГО " "адрес"" и МБДОУ ЦРР N "Василек" не исполнили возложенную на них указанную выше обязанность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательном учреждении, защиты права воспитанников учреждения на охрану их жизни и здоровья.
Судебная коллегия находит эти выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
В силу пп. 18, 19 ст. 2 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; под организацией, осуществляющей обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Учредителем, осуществляющим финансирование образовательной организации, является администрация ГО " "адрес"".
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на организации, осуществляющие обучение, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Согласно пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 указанной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно положениям Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 11). В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28).
Как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые отражены в принятом по делу решении.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации ГО " "адрес"" ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.