ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
от 28 июня 2019 года по делу N 3а-39/2019 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гончарова И. А,
при секретаре судебного заседания Яхъяеве М. Я,
с участием представителя административного истца Магомедова Г. С. - адвоката Магомедова Э. М, представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан - Курбаналиева Ю.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Магомедова Г. С. к Управлению Росреестра РФ по РД и Правительству Республики Дагестан об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Магомедов Г. С. через своего представителя - адвоката Магомедова Э. М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству РД, Управлению Росреестра по РД, указав в качестве заинтересованного лица филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:1005, площадью 7002 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Грейдерная 9 а в размере его рыночной стоимости в размере 9 372 600 рублей, определенной оценкой в соответствии с отчетом за N 201/18, оценщиком ООО "ИМА-КОМ" М. Г. Алиевым.
Представитель административного истца адвокат Магомедов Э. М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, уточнил требования, просил установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 24 декабря 2013 года в размере 12469722 рублей, которые определены заключением оценочной экспертизы, проведенной в рамках настоящего административного дела.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, считает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости была изначально определена правильно и оснований для изменения не имеется.
Административный истец Магомедов Г. С, представитель административного ответчика - Управления Росреестра по РД, а также представители заинтересованных лиц: филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан; Администрации ГОсВД "город Махачкала", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своего представителя в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие представителей вышеуказанных административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям:
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п/п 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 и п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу объекта недвижимости - земельного участка составляет 17821910,52 рубля.
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимость, Магомедов Г. С. обратился в суд с настоящим административным иском, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости с отчетом за N 201/18, оценщиком ООО "ИМА-КОМ" М. Г. Алиевым, согласно которому стоимость земельного участка составмла9372600 рублей.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Вышеизложенное повлияло на выводы отчета относительно рыночной стоимости земельных участков.
Исходя из статьи 77 КАС РФ и согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В связи с изложенным судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату установления их кадастровой стоимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы (эксперт Гасанов М.Д, ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит") от 10.06.2018 г. N2903/Э рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номером 05:40:000016:1005, площадью 7002 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Грейдерная 9 а составила 12469722 рубля.
Как видно из вышеуказанного заключения эксперта, при определении рыночной стоимости спорных земельных участков применен сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж с использованием сведений, содержащихся в предложениях о продаже земельных участков, рассматриваемых в качестве объектов-аналогов.
При этом, как усматривается из материалов административного дела, сведения о принадлежащем административному истцу объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 декабря 2013 года..
Таким образом, датой определения оспариваемой по делу кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, т.е. 24 декабря 2013 года.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки, не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
В свою очередь административными истцом, ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости здания, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного здания, ими не представлено.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Гасанов М. Д. показал, что при оценке указанного судом в определении о назначении строительно-технической экспертизы объекта недвижимости были применены Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 года N 135-ФЗ, Федеральные стандарты оценки N 1, N 2 и N 7, утвержденные Приказами Минэкономразвития РФ соответственно от 20.05.2015 г. N 297, от 20.05.2015 г. N 298 от 25.09.2014 г. N 611.
Ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере, чем установлено заключением экспертизы, в суде представителем административного ответчика не заявлено.
Представитель истца согласился с оценкой, установленной заключением экспертизы.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимостью объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) закреплено право гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости.
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В ч. 3 ст. 245 КАС РФ установлен срок подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона 1998 г. об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ч. 5 ст. 180 КАС РФ должны содержаться в решении суд.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1195-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ИнтерАгроКомплекс" на нарушение конституционных прав и свобод частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Данное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации: арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости; пропуск пятилетнего срока на обращение с заявлением не является основанием для отказа в его принятии; если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен; при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются; требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (пункты 6, 8 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Так как очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Дагестан в срок, установленный ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд считает возможным восстановить Магомедову Г. С. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, заявленные Магомедовым Г. С. по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка в размере его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Магомедова Г. С. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:1005, площадью 7002 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Грейдерная 9 а в размере его рыночной стоимости в размере 12469722 (двенадцать миллионов четыреста шестьдесят девять тысяч семьсот двадцать два) рубля на период с 18 марта 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 декабря 2013 года.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Магомедова Гусейна Садрудиновича судебные издержки в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан в пользу ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" судебные издержки в размере 35000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Исполнение решения в части взыскания судебных издержек в пользу Магомедова Г. С. и ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" возложить на Министерство финансов Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджете.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной формулировке изготовлено 3 июля 2019 г.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан И. А. Гончаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.