Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Миллер ФИО10 на постановление судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года, которым
Миллер ФИО11, дата года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установила:
протоколом об административном правонарушении АП N... от 16 мая 2019 года, составленным участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Стерлитамакскому району ФИО4 в отношении Миллера В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Данный протокол и другие материалы по административному правонарушению в отношении Миллера В.В. переданы на рассмотрение в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением судьи, Миллер В.В. подал на него жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указал, что его действия не являются нарушением действующего законодательства, видеосъемка не противоречит целям публичного мероприятия, его вина в совершении административного правонарушения отсутствует.
В судебном заседании Миллер В.В. и его защитник Семикашев Ю.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Участковый уполномоченный полиции ОМВД России по Стерлитамакскому району ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы считал необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как следует из ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно протоколу об административном правонарушении Миллер В.В. 28 марта 2019 года около 16.00 часов, находясь по адресу: адрес, в зале Сельского дома культуры в ходе проведения санкционированного публичного мероприятия - собрания жителей адрес по вопросам пресечения незаконного оборота спиртосодержащей продукции и обеспечению противопожарной безопасности, не являясь жителем адрес, путем неуважительных выкриков с места об отсутствии "народа, людей, власти, незаконности проводимого мероприятия", высказывания призывов к собравшимся об отказе от участия в собрании с целью его срыва, не выполнения законных требований организаторов публичного мероприятия ФИО5 и ФИО6, предусмотренных ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", о прекращении нарушения общественного порядка и соблюдения регламента проведения собрания, нарушил требования, установленные ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Указанные выше обстоятельства судья городского суда посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем привлек Миллер В.В. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.5 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Нормами ст. 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления. При этом понятие "собрание" в данных федеральных законах имеет различный правовой характер, как и правовые последствия принятых на этих собраниях решений.
Как усматривается из материалов дела, 28 марта 2019 года около 16.00 часов по адресу: Республики Башкортостан, адрес, в зале Сельского дома культуры проводилось собрание жителей адрес по вопросам пресечения незаконного оборота спиртосодержащей продукции, обеспечения противопожарной безопасности и определения приоритетных улиц в населенных пунктах для устройства асфальтобетонного покрытия, организованное главой сельского поселения адрес сельсовета МР адрес Республики Башкортостан ФИО5 во исполнение обращения заместителя руководителя администрации Главы Республики Башкортостан ФИО9 от 06 марта 2019 года N... -А о проведении собраний (сходов) граждан (л.д.29, 31).
То есть в данном случае собрание граждан проводилось по инициативе главы муниципального образования, в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом сельского поселения, положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в данном случае применению не подлежат.
Поскольку Миллер В.В. не являлся участником публичного мероприятия, подпадающего под регулирование Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", обязанности участника публичного мероприятия, предусмотренные ч. 3 ст. 6 указанного закона, на него не распространялись, что однако не освобождало его от обязанности соблюдать общественный порядок и выполнять законные требования работника полиции.
Таким образом, деяние, за совершенное которого Миллер В.В. привлечен к административной ответственности, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено с прекращением производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан, вынесенное в отношении Миллер В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
жалобу Миллер ФИО12- удовлетворить.
Постановление судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Миллер ФИО13 - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Мартынова Л.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.