Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Шайхутдинова Р.А. на решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан
от 29 мая 2019 года, которым
постановление государственного инспектора Республики Башкортостан
в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2 от 04 декабря 2018 года
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Завод полипропиленовых изделий", отменено, производство по делу прекращено на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное,
установила:
постановлением исполняющего обязанности Башкирского природоохранного межрайонного прокурора ФИО11 от 06 ноября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Завод полипропиленовых изделий" (далее - ООО "Завод полипропиленовых изделий", Общество).
Постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2 от 04 декабря 2018 года ООО "Завод полипропиленовых изделий" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Судьей Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан по жалобе директора ООО "Завод полипропиленовых изделий" Семенчук И.В. принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года, Башкирский природоохранный межрайонный прокурор Шайхутдинов Р.А. подал протест в Верховный Суд Республики Башкортостан, в котором просит судебный акт отменить как незаконный и необоснованным, вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО6 и представитель Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры ФИО7 доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Защитник ООО "Завод полипропиленовых изделий" ФИО8 в судебном заседании доводы жалобы считал необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ наступает за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно материалам дела, в ходе проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в период с 17 августа 2018 года по 14 сентября 2018 года проверки соблюдения ООО "Завод полипропиленовых изделий" законодательства об охране атмосферного воздуха, установлено, что ООО "Завод полипропиленовых изделий" осуществляет деятельность по адресу: Республики Башкортостан, г Уфа, адрес, по производству изделий из полипропилена (трубы и комплектующие к ним: отводы, тройники, переходы, муфты), которое неразрывно связано с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в отсутствие полученного разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем нарушило требование ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ООО "Завод полипропиленовых изделий" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2 от 04 декабря 2018 года.
Отменяя постановление должностного лица от 04 декабря 2018 года и прекращая производство по делу об административном правонарушении, на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья районного суда указал в своих выводах, что с 01 января 2019 года новой редакцией Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" отменена обязанность лица, привлеченного к административной ответственности, получать разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, как предприятия III категории (п. 11 ст. 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"). Кроме того, в новой редакции п. 3 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", применяемой с 01 января 2019 года и устанавливающей ответственность за отсутствие необходимых разрешений, исключена ответственность за отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
С указанным выводом судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку не учтено следующее.
Согласно положениям ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
Между тем, суд не принял во внимание то обстоятельство, что ООО "Завод полипропиленовых изделий" привлечено к административной ответственности за правонарушение, совершенное в 2018 году, то есть в период, когда выбросы вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух) допускались только на основании разрешения, которое у предприятия отсутствовало. Срок давности за указанное правонарушение составляет 1 год с момента выявления.
Более того, ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ не исключена из Кодекса и не претерпела каких-либо изменений. Таким образом, административное законодательство Российской Федерации после 01 января 2019 года продолжает считать наказуемым выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
При таких обстоятельствах вступившие в силу с 1 января 2019 года изменения, внесенные в Закон "Об охране атмосферного воздуха", не улучшили положение привлекаемого к административной ответственности лица, следовательно, указанные изменения не могут являться основанием для освобождения ООО "Завод полипропиленовых изделий" от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Таким образом, дело об административном правонарушении разрешено судьей не в соответствии с законом, действовавшим на момент совершения юридическим лицом вменяемого ему административного правонарушения, а выводы судьи основаны на неправильном применении норм материального права.
Допущенные судьей существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах решение судьи Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года подлежит отмене, а дело- возвращению на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении дела по жалобе суду следует учесть изложенное и вынести решение с соблюдением срока привлечения к административнойответственности.
Руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решила:
протест Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Шайхутдинова Р.А. - удовлетворить.
Решение судьи Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Завод полипропиленовых изделий", отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Даренский В.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.