Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей Мугиновой Р.Х, Якуповой Н.Н.
при секретаре Муглиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МВД России по Республике Башкортостан на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2019 г. по исковому заявлению Гарбар А.П. к МВД по Республике Башкортостан о признании незаконным решения Комиссии МВД по Республике Башкортостан от 29 января 2019 г. о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца и членов его семьи, о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи четыре человека.
Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Гарбар А.П. обратился в суд с иском к МВД по Республике Башкортостан о признании незаконным решения Комиссии МВД по Республике Башкортостан от 29 января 2019 г. о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца и членов его семьи, о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи четыре человека.
В обоснование своих требований истец указал, он обратился в МВД по Республике Башкортостан с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247. К данному рапорту были приложены все необходимые документы. На момент постановки на учет 6 ноября 2012 г. семья Гарбар А.П. в составе трех человек (он, его жена и ребенок) были зарегистрированы и проживали по договору найма жилого помещения в однокомнатной квартире площадью 25,8 кв.м. по адрес Кроме них в квартире проживал собственник квартиры - тетя Гарбар А.П. - СГГ Потребность в жилой площади составляла 54 кв.м.
дата у Гарбар А.П. родился сын. 10 октября 2013 г. заседанием комиссии МВД по Республике Башкортостан по предоставлению единовременной социальной выплаты (далее - ЕДСВ) внесены изменения в учетные дела сотрудников. В связи с увеличением семьи у Гарбар А.П. потребность в жилой площади стала составлять 72 кв.м, что подтверждается выпиской из протокола N 58 от 10 октября 2013 г. заседания комиссии МВД по Республике Башкортостан по предоставлению ЕДСВ. Истец по состоянию на сегодняшний день имеет общую продолжительность службы с 6 июля 2001 г. по 18 февраля 2019 г. - 17 лет 7 мес. 8 дней в календарном исчислении. Ранее единовременная выплата истцу не предоставлялась.
В настоящее время истец проживает вместе с семьей в квартире по адрес по договору найма жилого помещения. Его семья состоит из 4 человек. Иных помещений по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности истец, его супруга и их дети не имели и не имеют. Согласно Правилам предоставления сотрудникам ОВД единовременной субсидии Гарбар А.П. и его семья подпадают под круг лиц, которым предоставляется данная субсидия.
Однако, согласно выписки из протокола N 61 заседания Комиссии МВД по Республике Башкортостан по предоставлению единовременной социальной выплаты от 29 января 2019 г. истец и его семья сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. "б" п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223. Данное решение обосновано тем, что Гарбар А.П, его жена и дочь с 5 июня 2012 г. были зарегистрированы в жилом доме по адрес общей площадью 179,9 кв.м, жилой площадью 95,6 кв.м, принадлежащем на праве собственности отцу истца - ГПА где так же зарегистрированы отец, мать, сестра и племянница истца. Истец права собственности в данном доме не имеет. Комиссия не учла, что вышеуказанный дом никогда не принадлежал Гарбар А.П, его жене и дочери на праве собственности. Истец работал в г. Уфе и проживал в общежитии, в квартирах по договору найма жилого помещения в г. Уфе, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН от 6 февраля 2019 г. сведений о наличии когда-либо собственности у Гарбар А.П. и его жены.
Истец считает действия комиссии по снятию его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и необоснованным. Указывает, что оснований считать, что Гарбар А.П. и его семья были обеспечены жилым помещением на основании того, что они были некоторое время зарегистрированы в доме, принадлежащим его отцу на праве собственности, не имелось.
Основание снятия с учета в отношении конкретно семьи Гарбар А.П. надумано, не соответствует действительности. Гарбар А.П. и его семья как проживали в съемной квартире, так и проживают в ней в настоящее время. Жилищные условия умышленно ухудшены не были. Сам факт кратковременной регистрации где-либо не дает право на данное помещение, жилье. Никогда дом родителей, ни его часть не принадлежали на праве собственности Гарбар А.П. или его семье, факт снятия с регистрации не является и не может являться преднамеренным ухудшением жилищных условий и не влияет на его право стоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку на каждого члена семьи нет ни одного квадратного метра жилья.
Пункт 19 "г" Положения предусматривает снятие с учета в случае выявления сведений, не соответствующим сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.
Семья Гарбар А.П. нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии. На момент снятия с учета истец отвечал всем требованиям, необходимым для получения единовременной социальной выплаты.
Комиссия не указала, какие конкретно действия совершил Гарбар А.П, которые повлияли на его жилищные условия, в какой части он улучшил или умышленно ухудшил свои жилищные условия. Выводы комиссии носят предположительный характер, что незаконно.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным решение Комиссии МВД по Республике Башкортостан от 29 января 2019 г. о снятии с учета очередника на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении Гарбар А.П. и его семьи; восстановить Гарбар А.П. с семьей в составе четырех человек на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2019 г. исковые требования Гарбар А.П. удовлетворены. Постановлено: признать незаконным решение Комиссии МВД по Республике Башкортостан от 29 января 2019 г. (протокол N 161) с последующими изменениями (протокол N 163 от 19 марта 2019 г.) в части снятия с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения майора полиции Гарбар А.П. с семьей в составе четырех человек (жена ГЕВ... г.р, дочь ГСА... г.р, сын ГТА,... г.р.).
Обязать МВД по Республике Башкортостан восстановить на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения майора полиции Гарбар А.П. с семьей в составе четырех человек (жена ГЕВ,... р, дочь ГСА... г.р, сын ГТА,... г.р.).
В апелляционной жалобе МВД России по Республике Башкортостан просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. Указывают, что добровольное снятие с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем отцу истца по адрес в котором истец и члены его семьи в качестве члена семьи собственника были обеспечены жильем сверх учетной нормы; добровольный отказ от пользования и проживания в указанном жилом помещении; регистрация по другому месту жительства в однокомнатной квартире по адрес общая площадь (25,80 кв.м.) которой, приходящаяся на каждого проживающего в ней, составляет менее учетной нормы, является намеренным ухудшением истцом жилищных условий, в связи с чем истец не подлежал постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Сам истец в ходе судебного разбирательства пояснял, что в однокомнатной квартире по месту регистрации они не проживали, а до ноября 2018 г. проживали в д... в жилом доме, принадлежащем отцу истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МВД по Республике Башкортостан Николаенко К.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Гарбар А.П, представителя Гарбар А.П. Рафалович А.Ф, ГЕВ полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
При этом право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (п. 6 ст. 4).
Пунктом 2 ст. 4 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пп. 2).
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, к заявлению сотрудника обязательно нужно было приложить указанные в данном пункте документов, в том числе выписку из домовой книги или единый жилищный документ за последние пять лет до подачи заявления с места жительства сотрудника и членов его семьи.
В силу статьи 32 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В соответствии с п. 19 "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Как следует из материалов дела, Гарбар А.П. с 6 июля 2001 г. состоит на службе в МВД по Республике Башкортостан. Общая продолжительность службы на момент обращения в суд с исковым заявлением составляла 17 лет 7 месяцев 8 дней.
Истец обратился в МВД по Республике Башкортостан с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья. При принятии на учет, заявитель (по месту жительства с 19 июня 2012 г.) с женой (по месту пребывания с 8 июня 2012 г. по 8 июня 2013 г.) и дочерью (по месту пребывания с 8 июня 2012 г. по 8 июня 2013 г.) были зарегистрированы и проживали в однокомнатной квартире, общей площадью 25,80 кв.м, жилой площадью 16,90 кв.м, по адрес Кроме них в квартире проживал собственник квартиры - тетя Гарбар А.П. - СГГ (л.д. 24 - 25).
Согласно выписке из протокола N 19 от 6 ноября 2012 г. Гарбар А.П. был принят на учет на получение социальной выплаты с семьей в составе трех человек (заявитель, жена, дочь). Общая площадь жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты составляет 54 кв.м. (л.д. 12).
Согласно выписке из протокола N 58 от 10 октября 2013 г. внесены изменения в учетное дело по составу семьи Гарбар А.П. с семьей в составе трех человек (заявитель, жена, дочь, сын). Общая площадь жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты составляет 72 кв.м. (л.д. 13).
Согласно выписки из протокола N 161 заседания Комиссии МВД по Республике Башкортостан по предоставлению единовременной социальной выплаты от 29 января 2019 г. истец и его семья сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. "б" п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, указав, что до 5 июня 2012 г, заявитель с женой и дочерью были зарегистрированы в жилом доме, общей площадью 179,90 кв.м, жилой площадью 95,60 кв.м, по адрес принадлежащем на праве собственности отцу заявителя ГПА где также кроме его семьи были зарегистрированы отец, мать, сестра и племянница (л.д. 14).
Протоколом Комиссии МВД по Республике Башкортостан от 19 марта 2019 г. N 163 были внесены изменения в п. 2.2 протокола N 161 заседания Комиссии МВД по Республике Башкортостан и было постановлено: снять с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения майора полиции Гарбар А.П. с семьей в составе четырех человек (л.д. 80 - 81).
Согласно технического паспорта домовладения адрес собственником данного жилого помещения является ГПА - отец истца.
Согласно сведений о гражданах, зарегистрированных по месту жительства на занимаемой жилой площади по адрес на 25 марта 2019 г. семья истца Гарбар А.П. не значится (л.д. 65).
Истец Гарбар А.П, а также его супруга ГЕВ в собственности жилых помещений не имеют, о чем свидетельствуют уведомления Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 6 февраля 2019 г. (л.д. 16, 17).
В настоящее время истец проживает вместе с семьей в квартире по адрес по договору найма жилого помещения. Его семья состоит из 4 человек, что подтверждается рапортом УУП ОП N 4 УМВД России по г. Уфе (л.д. 98 - 101).
Администрация муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения - Центр развития ребенка детский сад "Радуга" д.... муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на запрос суда сообщила, что ГТА,... года рождения действительно является воспитанником детского сада "Радуга" д.... и посещает вышеуказанный детский сад с 11 июня 2015 г. по настоящее время. Адрес места жительства: адрес. 6 (л.д. 90 - 91).
Администрация МОБУ СОШ д.... подтвердила, что Гарбар ГСА, дата года рождения, обучается в... классе с 1 сентября 2018 г. (Приказ от 27 апреля 2018 г. N 15-ДУ). Адрес места прописки: адрес (л.д. 73, 92 - 94).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий по адрес от 13 мая 2019 г, по вышеуказанному адресу находится многоквартирный двухэтажный деревянный дом барачного типа. Квартира N 6 находится на втором этаже, имеет общую площадь 42,6 кв.м, состоит из двух комнат, кухни, прихожей, совмещенного санузла. Электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение - центральные, отопление АГВ, канализация - выгребная яма.
Собственником квартиры является ААА В квартире проживают семь человек: ААА АЯТ несовершеннолетний ААА Гарбар А.П.; ГЕВ несовершеннолетняя ГСА несовершеннолетний ГТА Санитарно-гигиеническое состояние квартиры в норме, условия стесненные (л.д. 102).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования Гарбар А.П.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что Гарбар А.П. имеет право быть поставленным и состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, так как уровень его обеспеченности жилой площадью с учётом всех совместно проживающих членов семьи в составе четырех человек составляет менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика судебной коллегией не могут быть приняты во внимание как основанные на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы закона, данное ограничение допустимо в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В п. 29 Правил N 1223 от 30 декабря 2011 г. указано, что в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные п.п. 3 - 5 и 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В п. 9 указанных выше Правил установлено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что законодателем установлен исчерпывающий перечень действий, направленных на ухудшение жилищных условий, к каковым действия истца и членов его семьи не относятся.
Установив, что на момент обращения Гарбар А.П. к ответчику с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения уровень обеспеченности Гарбар А.П. и членов его семьи (супруги и двоих несовершеннолетних детей) общей площадью жилого помещения составил менее установленной законом учетной нормы на каждого члена семьи, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для снятия Гарбар А.П. с учета для получения ЕДСВ.
Действия Гарбар А.П, выразившиеся в постановке на регистрационный учет по месту жительства его родителей и снятии с регистрационного учета по месту жительства в доме, принадлежащим его родителям, не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий.
Таким образом, отсутствовали предусмотренные законом основания для снятия истца с составом семьи из четырех человек с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Помимо этого, необходимо учитывать, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение. Однако в данной ситуации нуждаемость в жилом помещении у истца как была, так и осталась.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие решение суда, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенным судом толкованием действующего законодательства и подлежат отклонению.
Поскольку каких-либо умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий истцом и членами семьи не совершалось, иных оснований для снятия с учета ответчиком не усматривается и не приведено, судебная коллегия считает, что судом правомерно принято решение об удовлетворении требований истца.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2019 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу МВД России по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Р.Х. Мугинова
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.