Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фроловой Т.Е,
судей Науширбановой З.А. и Фагманова И.Н,
при помощнике судьи Фархутдиновой Я.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарипова В.И. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для предоставления жилого помещения незаконным, об обязании предоставить за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории города Благовещенска Республики Башкортостан, о взыскании расходов по уплате госпошлины
по апелляционной жалобе Зарипова В.И. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 5 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фагманова И.Н, объяснения истца Зарипова В.И. и его представителя Ильясова И.И, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Матюшиной Э.Р, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Зарипов В.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании отказа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для предоставления жилого помещения, об обязании предоставить за счет и в пределах субвенций, специального предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории города Благовещенска Республики Башкортостан, о взыскании расходов по уплате госпошлины.
В обоснование заявленных требований Зарипов В.И. указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Буздякского районного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2003 года его мать - ФИО17. была ограничена в родительских правах, а он был передан на попечение органа опеки и попечительства. дата его мать умерла. Решением того же суда от дата его отец ФИО5 был признан безвестно отсутствующим. Согласно распоряжению Администрации Буздякского района Республики Башкортостан от дата N... за ним по неизвестной ему причине было закреплено право на жилплощадь в квартире, находящейся по адресу: адрес, в которой он никогда не проживал и не был зарегистрирован. Согласно выписке из ЕГРН от дата N... данная квартира находится в собственности ФИО6 С дата по дата он обучался в ГОЦ СПО Благовещенский промышленный гуманитарный техникум по очной форме. дата он заключил брак с ФИО7 дата у них родился сын. С 30 ноября 2014 года по 27 ноября 2017 года он проходил военную службу по контракту. В настоящее время он проживает вместе с семьей у родителей его супруги по адресу: адрес, где временно зарегистрирован. Какого-либо жилья у него нет, что подтверждается указанной выпиской из ЕГРН. Считает, что, как лицо, оставшееся без попечения родителей, он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки. В декабре 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Уведомлением от 18 января 2019 года N 3, с которым он не согласен, ответчиком отказано во включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ввиду утраты им права на обеспечение жилыми помещениями в связи с достижением 25-летнего возраста, не влияющем на его право на обеспечение жилым помещением.
Определением суда первой инстанции от 13 июня 2019 года в качестве третьих лиц по делу привлечены Администрация муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 5 июля 2019 года указанные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, Зарипов В.И. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой об отмене судебного решения и о вынесении нового решения об удовлетворении его исковых требований.
Указывает, что в судебном заседании он пояснил о его неоднократных обращениях в Администрацию муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан с заявлениями о предоставлении жилого помещения, как самостоятельно, так и в сопровождении родственников ФИО8 и ФИО9, по которым ему было отказано ввиду закрепления за ним жилого помещения. В суд первой инстанции им предоставлено распоряжение Администрации Буздякского района Республики Башкортостан от 18 декабря 2002 года N 336, в котором действительно указано о закреплении за ним по неизвестной ему причине права на жилплощадь в квартире, находящейся по адресу: адрес, в которой он никогда не проживал и не был зарегистрирован, однако она не могла быть закреплена за ним ввиду нахождения в собственности ФИО6 В судебном заседании свидетели ФИО8 и ФИО9 пояснили о сообщении во время их поездки органами опеки и попечительства об отсутствии в действительности за ним закрепленного жилья. При достижении им 14-летнего возраста он находился под опекой в Детском доме адрес Республики Башкортостан и подлежал включению в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в который он не был включен. Таким образом, он с 14 лет вводился в заблуждение органами опеки и попечительства о наличии за ним закрепленного жилого помещения и об отсутствии у него прав на обеспечение жильем. Данные обстоятельства свидетельствуют, как об его обращении за реализацией права на жилье, при котором ему было сообщено об отсутствии у него соответствующего права, так и о ненадлежащем выполнении адрес Республики Башкортостан возложенных на него законодательством обязанностей по защите прав детей-сирот. Судом первой инстанции оценка данным обстоятельствам не дана, что свидетельствует о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии его выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Его обращение до достижения им 23 лет за реализацией права на обеспечение жильем подтверждаются пояснениями свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО8 и ФИО9, подтвердившими о предпринятых с его стороны попытках реализации своего права на внеочередное обеспечение жильем и получении им необходимых документов на получение жилья для последующего обращения в Администрацию Буздякского района Республики Башкортостан. Суд первой инстанции к пояснениям ФИО8 и ФИО9 отнесся критически ввиду не присутствия ФИО10 и ФИО11 при обращении с заявлением. Пояснения данных свидетелей необходимо было оценивать в совокупности с иными обстоятельствами дела. Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии его обращений, необоснованно отдал приоритет как доказательству ответ на запрос Администрации Буздякского района Республики Башкортостан от дата N.., согласно которому он с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечение жильем, не обращался. Между тем, данный ответ не согласуются с предоставленной им ранее архивной справкой, согласно которой документы за указанный период не сохранились ввиду их уничтожения в связи с истечением срока хранения. В судебном заседании он пояснил, что при его личном обращении в Администрацию Буздякского района Республики Башкортостан ему было сообщено об отсутствии у них каких-либо документов за данный период, в том числе и журналов регистрации входящей корреспонденции, в связи с чем ему была выдана архивная справка. Таким образом, сведения, указанные в данном ответе, опровергаются архивной справкой, пояснениями его и свидетелей ФИО8 и ФИО9 В тоже время, сообщение в ответе ничем не подтверждается.
При вынесении решения судом первой инстанции данным обстоятельствам оценка не дана, что свидетельствует о недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела. С учетом предшествующих действий Администрации Буздякского района Республики Башкортостан (необоснованного признания за ним якобы закрепленного жилого помещения, его не включение по достижении им 14 лет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями), ответ на запрос не должен был приниматься судом первой инстанции как неоспоримое доказательство того, что он не обращался к ним для реализации своего права на обеспечение жилым помещением. В нарушение требований части 2 статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после привлечения третьих лиц к участию в деле (Администрации Буздякского района Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан) рассмотрение дела судом не начато с самого начала.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частями 1-3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств обращения Зарипова В.И. до достижения им возраста 23 лет в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, доказательств наличия каких-либо уважительных причин не обращения истцом до достижения им возраста 23 лет за реализацией права на обеспечение жильем как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также доказательств ограничения истца по достижении им совершеннолетия в реализации им такого права, не представлено.
В связи с этим, судом первой инстанции был сделан вывод о том, что Зарипов В.И. по достижении им возраста 23 лет утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, право на социальную поддержку от государства.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на законе и представленных сторонами доказательствах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 9 статьи 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 1 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенной нормы, новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа распространяется на указанных лиц в случае обращения в уполномоченные органы для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции указанные требования закона не приняты во внимание.
Из материалов дела следует, что родителями Зарипова В.И, дата года рождения, являлись ФИО5 и ФИО4 (л.д. 31).
Решением Буздякского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено: ограничить ФИО4 в родительских правах в отношении несовершеннолетнего сына Зарипова В.И, отобрать его у ФИО4 и передать на попечение органа опеки и попечительства адрес (л.д. 34-35).
Согласно свидетельству о смерти мать истца ФИО4 умерла дата (л.д. 12).
Решением Буздякского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено признать ФИО5 безвестно отсутствующим (л.д. 36-37).
Распоряжением Администрации Буздякского района Республики Башкортостан N 336 от 18 декабря 2002 года постановлено: временно отобрать Зарипова В.И. у матери с последующим его устройством в детский дом села Буздяк до решения суда о лишении ФИО4 родительских прав; закрепить за ним право на жилплощадь в квартире, находящейся по адресу: адрес (л.д. 14).
Истцом Зариповым В.И. не оспаривалось, что он своевременно не обратился с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья. При этом, в качестве уважительных причин указано на то, что он неоднократно обращался в адрес Республики Башкортостан, но ему отказано в связи с тем, что за ним было закреплено жилое помещение, в котором он никогда не проживал и не был зарегистрирован, находившееся в собственности ФИО6
Доводы Зарипова В.И. объективно подтверждаются следующими доказательствами:
С дата по дата он обучался в ГОУ СПО Благовещенский промышленный гуманитарный техникум по очной форме, в период с дата по дата находился на военной службе по контракту и в период дата по дата был зарегистрирован по адресу: адрес.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако это обязательство не исполнило, судебная коллегия приходит к выводу, что имеет место нарушение права истца, поскольку его право на получение жилья не реализовано.
В рассматриваемом случае закрепление жилого помещения за истцом носило формальный характер, поскольку в данной квартире истец никогда не проживал и не был зарегистрирован, причины закрепления ему неизвестны.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от дата N... данная квартира находится в собственности ФИО6
Между тем, отказ связан с достижением истцом возраста 23 лет.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что за истцом Зариповым В.И. должно быть признано право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в судебном порядке, поскольку он по уважительным и объективным причинам не смог реализовать свое конституционное право на жилище до 23 лет.
Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Зарипова В.И.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 5 июля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск Зарипова В.И. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для предоставления жилого помещения незаконным, об обязании предоставить за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории города Благовещенска Республики Башкортостан, о взыскании расходов по уплате госпошлины удовлетворить.
Признать отказ Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан во включении Зарипова В.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для предоставления жилого помещения незаконным.
Обязать Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предоставить Зарипову В.И. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории города Благовещенска Республики Башкортостан.
Взыскать с Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Председательствующий Фролова Т.Е.
судьи Науширбанова З.А.
Фагманов И.Н.
Справка: судья Хисматуллина И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.