Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Александровой Н.А, Гибадуллиной Л.Г.
при ведении протокола помощником судьи Исмагиловым А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной общественной организации Спортивная федерация армрестлинга Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, объяснение представителя Региональной общественной организации Спортивная федерация армрестлинга РБ Газизова Р.Р, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным иском к Региональной общественной организации Спортивная федерация армрестлинга РБ о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указывает, что Региональная общественная организация Спортивная федерация армрестлинга РБ зарегистрирована Управлением Минюст РФ по РБ 12 февраля 2010 года и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, юридический адрес: адрес. В нарушение ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" указанная общественная организация в 2015-2017 годах не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. 10 ноября 2016 года, 01 июня 2017 года, 15 июня 2018 года и 22 августа 2018 года Управлением в адрес Организации вынесены предупреждения N 02/03-20-7886, N 02/03-20-4685, N 02/03- 19-4784 и N 02/03-19-6354 об устранении указанных нарушений в срок до 29 декабря 2016 года, 04 августа 2017 года, 06 августа 2018 года и до 20 октября 2018 года соответственно, однако нарушения организацией не устранены.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 июня 2019 года требования удовлетворены.
На решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе оспаривается законность и обоснованность судебного постановления. Указано, что прекращение деятельности общественной организации лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона недопустимо.
Лица, участвующие в деле, извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного акта в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Федерального закона общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.4 ст.29 Федерального закона 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ.
Судом установлено, а также подтверждается материалами дела, что Региональная общественная организация Спортивная федерация армрестлинга РБ зарегистрирована Управлением Минюст РФ по РБ 12 февраля 2010 года и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, юридический адрес: адрес. Основанием обращения в суд послужило неисполнение общественным объединением обязанностей, предусмотренных ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а именно, в нарушение указанной статьи общественная организация за 2015-2017 годы не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции согласился с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, счел их обоснованными.
Однако с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующих оснований.
Исходя из конституционно-правового смысла положений ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", положений ст.ст.61 и 99 Гражданского кодекса РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст.ст. 61 и 99 Гражданского кодекса РФ, ст. 31 Налогового кодекса РФ и ст. 14 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с жалобами гражданина Б, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации, чего не было в данном случае.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Судом установлено, что в деятельности общественной организации действительно имели место нарушения действующего законодательства, которые выявлены Управлением Минюст РФ по РБ, в связи с чем в 2016, 2017, 2018 годах в адрес общественного объединения были вынесены четыре предупреждения.
Между тем судебная коллегия считает, что факт того, что административный ответчик своевременно не информировал орган, регистрирующий общественные объединения о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения не может служить достаточным основанием для прекращения деятельности организации, поскольку деятельность административного ответчика как юридического лица ведется с 2010 года, что подтверждается представленными доказательствами: согласование государственной аккредитации Региональной общественной организации Спортивная федерация армрестлинга Республики Башкортостан от 05 августа 2016 года, документ, подтверждающий членство общественной организации в Общероссийской общественной организации "Федерация армрестлинга России", списки спортивной сборной команды Республики Башкортостан; положение о чемпионате и первенстве РБ по армрестлингу в 2018 году, сведения о сдаче отчета о деятельности за 2015-2018 годы. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что деятельность организации фактически не прекращалась, выполняются предусмотренные уставом функции.
В части довода о том, что Управлением Минюст РФ по РБ в адрес общественной организации внесены предупреждения, однако, нарушения общественной организацией не устранены, судебная коллегия исходит из того, что сведений о том, что в отношении Региональной общественной организации Спортивная федерация армрестлинга Республики Башкортостан возбуждалось дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП об РФ, за невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, не имеется.
Характер допущенных нарушений и их последствия, по мнению судебной коллегии, не могут являться достаточным основанием для ликвидации общественной организации, поскольку данные нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации юридического лица, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности общественной организации. В ходе рассмотрения дела факт ведения общественной организацией уставной деятельности не оспаривался.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 июня 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Региональной общественной организации Спортивная федерация армрестлинга Республики Башкортостан о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
Л.Г. Гибадуллина
Справка: судья Графенкова Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.