Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Александровой Н.А, Субхангулова А.Н.
при ведении протокола помощником судьи Сидоровой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ярёхи Г.Б. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я, выслушав объяснение представителя Яреха Г.Б. - Алимовой А.Ф, судебная коллегия
установила:
Ярёха Н.Д. обратился с иском в суд к Администрации МР Уфимский район РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, права на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование требований указано, что Ярёха Г.Б. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 1579 кв.м, по договору от 06 августа 2018 года.
Письмом N 1142 от 11 февраля 2019 года в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов отказано, по мотиву нахождения земельного участка в 2 поясе зоны санитарной охраны водозаборной скважины. Однако какие-либо ограничения в ЕГРН в отношении земельного участка отсутствуют. Земельный участок свободен от прав и притязаний третьих лиц.
Истец просил признать незаконным отказ Администрации муниципального района Уфимский район РБ, выраженный в письме N1142 от 11 февраля 2019 года, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N.., собственность незаконным, признать право на приобретение в собственность за плату без проведения торгов, восстановить нарушенное право путем обязания в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Ярёха Г.Б. не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, по основаниям, указанным в иске.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из материалов дела следует, что Ярёха Г.Б. является собственником жилого дома, площадью 24,9 кв.м, расположенного по адресу адрес, арендатором земельного участка с кадастровым номером N... из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, площадью 1579 кв.м.; имеются обременения: земельный участок расположен водоохраной зоне, часть земельного участка ориентировочной площадью 404 кв.м. находится в прибрежно-защитной зоне. Срок аренды с 06 августа 2018 года по 08 августа 2038 года.
30 января 2019 года истец обратился в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением предоставить в собственность земельный участок за плату.
Письмом от 11 февраля 2019 года N1142 Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату в связи с тем, что земельный участок находится во 2 поясе зоны санитарной охраны водозаборной скважины.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности отказа ответчика в предоставлении земельного участка истцу бесплатно, в удовлетворении иска отказал. Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование доводов истец указывает на отсутствие сведений об ограничениях на земельный участок в ЕГРН.
Указанному доводу судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о наличии ограничений на земельный участок не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны. Определение границ поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения осуществляется и в соответствии с СанПиН 2.1.4.10-02, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14 марта 2002 года "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.
Согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах таких зон, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предусмотренных настоящими СанПиН.
Кроме того, по запросу суда апелляционной инстанции из Администрации МР Уфимский район РБ поступил ответ, согласно которому по данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии земельный участок с кадастровым номером N... расположен в следующих зонах с особым условием использования:
- зона с особым условием использования - прибрежная защитная полоса р.Уршак Республики Бакортостан (номер - 02.00.2.633, основание - Приказ Министерства природопользования и экологии РБ "Об утверждении отчетных материалов по определению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых линий по бассейну р.Уршак Республики Башкортостан" N 357п от 13 апреля 2018 года, Водный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" N 17 от 10 января 2009 года, ограничение - Приложение N 3 к Приказу Министерства природопользования и экологии РБ "Об утверждении отчетных материалов по определению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых линий по бассейну р.Уршак Республики Башкортостан" от 13 апреля 2018 года N 357п "Правовой режим использования земельных участков в границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых линий по бассейну р.Уршак Республики Башкортостан");
- зона с особым условием использования - прибрежная защитная полоса р.Уршак Республики Бакортостан (номер - 02.00.2.765, основание - Приказ Министерства природопользования и экологии РБ "Об утверждении отчетных материалов по определению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых линий по бассейну р.Уршак Республики Башкортостан" N 357п от 13 апреля 2018 года, Водный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" N 17 от 10 января 2009 года, ограничение - Приложение N 3 к Приказу Министерства природопользования и экологии РБ "Об утверждении отчетных материалов по определению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых линий по бассейну р.Уршак Республики Башкортостан" от 13 апреля 2018 года N 357п "Правовой режим использования земельных участков в границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых линий по бассейну р.Уршак Республики Башкортостан").
Таким образом, отсутствие сведений в ЕГРН об ограничениях на земельный участок не свидетельствует о том, что на земельные участки, расположенные в указанных зонах, не распространяются установленные законом ограничения.
Кроме того, в договоре аренды земельного участка указано о наличии обременений, земельный участок расположен водоохраной зоне, часть земельного участка ориентировочной площадью 404 кв.м. находится в прибрежно-защитной зоне, о чем не мог не знать истец.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает установленным факт нахождения спорного земельного участка по 2 поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения, а, следовательно, ограниченным в обороте. Признание законным отказа администрации в предоставлении земельного участка в собственность судебная коллегия считает обоснованным, основанным на нормах действующего земельного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании закона. По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярёхи Г.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Турумтаева Г.Я.
Судьи Александрова Н.А.
Субхангулов А.Н.
Справка: судья Легковой В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.