Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф. Ф.
судей: Гибадуллиной Л.Г, Якуповой Н.Н,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Дилявировой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гиниятуллина Р.Ф. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан к Гиниятуллину Ринату Фанисовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика Гиниятуллина Рината Фанисовича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан задолженность по транспортному налогу: пени в сумме 6 659,77 рублей.
Взыскать с административного ответчика Гиниятуллина Рината Фанисовича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф. Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 27 по РБ обратилась в суд к Гиниятуллину Р.Ф. с административным исковым заявлением, мотивировав тем, что Гиниятуллин Р.Ф. имеет на праве личной собственности транспортные средства:... регистрационный номер N..,... регистрационный N... 200, регистрационный номер В N.., в связи с чем является плательщиком транспортного налога. До начисления налога за 2014 год, за ответчиком имелась задолженность по пени в сумме 1 473,48 рублей. За 2014 год со сроком уплаты 01.10.2015 в сумме 89 323 рублей. За 2015 год со сроком уплаты 01.12.2016 в сумме 50 637 рублей. На основания исполнительных документов была произведена следующая оплата пени по транспортному налогу: 18.01.2018 в сумме 3 583.53 рублей, 14.02.2018 в сумме 8 666.43 руб. Транспортный налог за 2014-2015 гг. не погашен, на момент составления административного искового заявления сумма задолженности по налогу составила 139 960 рублей, по пени 33 022,90 рублей. За период с 02.12.2016 по 28.05.2018 начислено пени в сумме 7 997,69 рублей. В связи с частичной оплатой задолженность по пеням составила 6 659,77 рублей.
Межрайонная ИФНС России N 27 по РБ просит взыскать с Гиниятуллина Р.Ф. пени в сумме 6659,77 рублей, начисленную за неуплаченную сумму недоимки по налогу за 2015 год в размере 50 637 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Гиниятуллин Р.Ф. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что о дате и времени судебного заседания он не был извещен. Транспортные средства ему не принадлежат, собственником транспортных средств.., регистрационный номер N... является Сабиров Р.Р. с 22.07.2015,.., регистрационный номер N... Понитков Ю.А. с 25.07.2015,.., регистрационный N... Цуриков С.Н. с 10.05.2016. Задолженность по транспортному налогу с него не была взыскана, срок для предъявления административного искового заявления истек.
В дополнении к жалобе указал, что судебный приказ мирового судьи судебного участка N 7 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 19 мая 2017 года отменен определением того же мирового судьи от 17 июля 2019 года
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражения Межрайонной ИФНС России N 27 по РБ, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч.1 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что за Гиниятуллиным Р.Ф. были зарегистрированы транспортные средства.., регистрационный номер N... с 19.08.2006 по 25.07.2015,.., регистрационный N... с 11.01.2012 по 22.07.2015,... регистрационный номер N... с 02.11.2012 по 17.06.2015, в связи с чем административному ответчику налоговым органом произведено начисление транспортного налога за 2014 год в сумме 89 323 руб, за 2015 год в сумме 50 637 руб. В его адрес направлено налоговое уведомление N 87348871 от 12.10.2016.
В установленный в налоговом уведомлении срок Гиниятуллин Р.Ф. не исполнил обязанность по уплате транспортного налога.
На основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование N 45707 по состоянию на 29.05.2018 об уплате транспортного налога и пени в срок до 10.07.2018.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога и пени.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
19.05.2017 года по заявлению Межрайонной ИФНС России N 27 по РБ мировым судьей судебного участка N 7 по Туймазинскому району и г.Туймазы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ о взыскании с Гиниятуллина Р.Ф. задолженности по транспортному налогу и пени.
Определением того же мирового судьи от 07.12.2018 года судебный приказ по заявлению Гиниятуллина Р.Ф. отменен.
Установлено, что недоимка по транспортному налогу за 2014-2015 года и начисленным пеням административным ответчиком до настоящего времени не уплачена, в связи с чем Межрайонная ИФНС России N 27 по РБ обратилась в суд с административным иском о взыскании пени по транспортному налогу в принудительном порядке.
Расчет задолженности по пени судом проверен и является правильным.
Срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом не пропущен, иск предъявлен в пределах шестимесячного срока, установленного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации со дня отмены судебного приказа.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по пеням по транспортному налогу в сумме 6 659,77 рублей.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины, судом разрешен в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на представленных сторонами доказательствах, решение постановлено при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы Гиниятуллина Р.Ф. о том, что транспортные средства ему не принадлежат, поскольку по договорам купли-продажи перешли в собственность других лиц, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку до 25.07.2015 автомобиль.., регистрационный номер N.., до 22.07.2015 автомобиль.., регистрационный N.., до 17.06.2015 автомобиль... регистрационный номер N... были зарегистрирован в органах ГИБДД на административного ответчика, что отражено в карточке учета транспортного средства.
Исходя из изложенного физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, обязан уплатить транспортный налог, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Налог был начислен ему лишь за период до отчуждения указанных транспортных средств, что видно из налогового уведомления (л.д. 6), соответственно пени начислены в связи с неуплатой налога за тот же период.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие надлежащего извещения административного ответчика о дате и времени судебного заседания, назначенного на 15 мая 2019 года, не может являться основанием для отмены решения суда.
Как разъяснено в пунктах 63, 67 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Как установлено пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в ходе рассмотрения административного дела может быть объявлен перерыв в судебном заседании. В период объявленного перерыва не исключается возможность рассмотрения судом других дел (часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Поскольку материалами дела установлено, что о судебном заседании, назначенном на 9.30 часов 13 мая 2019 года, административный ответчик был извещен, направленное ему по адресу: РБ адрес извещение возвратилось по истечении срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (л.д. 28), а при рассмотрении дела был объявлен перерыв до 17.10 часов 15 мая 2019 года, в связи с чем повторного извещения не требовалось, нарушений процессуальных прав административного ответчика допущено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что судебный приказ мирового судьи судебного участка N 7 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 19 мая 2017 года отменен определением того же мирового судьи от 17 июля 2019 года, не может повлечь отмену решения суда, поскольку незаконность предъявления налоговым органом требования о взыскании недоимки по налогам за 2015 год в размере 50 637 рублей, на которую начислены пени, не установлена. Отмена судебного приказа, не лишает налогового органа права предъявления указанной суммы к взысканию в порядке искового производства на основании ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в случае отказа в удовлетворении иска о взыскании недоимки по налогам за 2015 года, решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2019 года может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда по доводам жалобы при рассмотрении административного дела, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гиниятуллина Р.Ф,- без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи: Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.