Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Александровой Н.А, Субхангулова А.Н.
при ведении протокола помощником судьи Сидоровой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шархмуллиной О.В. на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 02 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, объяснение представителя Межрайонной ИФНС России N33 Казбулатовой Э.Н, представителя Шархмуллиной О.В. - Якшибаевой А.М, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N33 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Шархмуллиной О.В. о взыскании с задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов.
В обоснование требований указано, что Шархмуллина О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 974 кв.м, расположенного по адресу: РБ, адрес, адрес. За период 2015-2016 годы образовалась задолженность по земельному налогу в размере 461309 рублей 87 копеек, в связи с чем начислена пеня 322 рубля 32 копейки.
Шархмуллина О.В. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России N33 по Республике Башкортостан, Администрации ГО г. Уфа РБ, ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ об обязании внести изменения в постановление об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, произвести перерасчет земельного налога. В обоснование требований указано, что Шархмуллина О.В. на основании решения Орджоникидзевского районного суда города Уфы от 16 апреля 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., по адресу: адрес, адрес, о чем в ЕГРН внесена запись N... от 4 июня 2014 года. Являясь собственником указанного объекта недвижимого имущества, несет бремя налогообложения. В 2017 году административный истец получила налоговое уведомление N23626273 от 21 сентября 2017 об уплате земельного налога за 2014-2016 годы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 18 047 070 рублей, где сумма налога составила 699324 рубля. В связи с чем, истец обратились с заявлением за разъяснениями в Управление Росреестра по РБ о проверке корректности стоимости земельного участка, а также в последующем в МРИ ФНС N 33 - исчисленного налога.
Письмом Управление Росреестра по РБ 27 декабря 2017 года разъяснено, что изначально, в отсутствие вида разрешенного использования земельного участка, кадастровая стоимость определена в соответствии с п. 2.3.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 22, где расчет кадастровой стоимости земельного участка произведен, учитывая удельный показатель по кадастровому кварталу N... для 5-ой группы ВРИ "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, питания и бытового обслуживания" в размере 18528,82 руб./кв.м. Кадастровая стоимость утверждена актом от 24 сентября 2014 года в размере 18047070,68 руб. Далее, в соответствии с распоряжением Администрации ГО город Уфа РБ N 114-р в рамках заключенного УЗИО муниципального контракта от 31 октября 2014 года проведен очередной тур актуализации кадастровой оценки земель. Постановлением Администрации ГО город Уфа РБ от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты оценочных работ. Исходя из проведенной оценки Филиалом кадастровой палаты кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка определена с применением актуального удельного показателя по кадастровому кварталу N... для 5-ой группы ВРИ "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, питания и бытового обслуживания" в размере 13429,14 руб./кв.м. Кадастровая стоимость утверждена актом от 23 января 2015 года в размере 13 079 928,36 руб.
Министерством земельных отношений РБ письмом от 12 февраля 2014 года разъяснено, что ВРИ "Садовые и дачные товарищества" не предусмотрены в зоне "Р-1", где располагается испрашиваемый участок. По рекомендации Росреестра, для целей уменьшения кадастровой стоимости она обратилась в Росреестр с заявлением об изменении вида разрешенного использования на "ИЖС", где решением от 18 февраля 2016 года также было отказано в связи с нахождением участка в зоне "Р-1". В результате чего, истцом был выбран из предусмотренных зонированием максимально возможный с наименьшим удельным показателем стоимости ВРИ земельного участка "Физкультурно-оздоровительные учреждения". По результатам изменения ВРИ, произведен перерасчет кадастровой стоимости исходя из среднего удельного показателя для данного ВРИ в размере 1726,40 руб./кв.м. Кадастровая стоимость утверждена актом от 14 марта 2016 года в размере 1681513,60 руб. и подлежит применению для налогообложения с 01 января 2017 года.
На обращение в МРИ ФНС N 33 по РБ письмом от 22 июня 2018 года разъяснило, что в результате проведенного анализа начислений земельного налога за 2014-2016 годы, в 2017 году был произведен перерасчет сумм ранее исчисленных налогов на принадлежащий истице участок, и была определена ставка в размере 1,5%, вместо 0,3 %. При этом налоговая база определена исходя из вышеуказанных исчисленных кадастровых стоимостей, рассчитанных по удельным показателям квартала. Земельный налог за 2014 год 24 декабря 2017 года был сторнирован за давностью. Сумма налога за 2015-2016 годы с учетом переплаты составила 461309,87 руб, о чем направлено уведомление N 84983689 от 30 марта 2018 года. В добровольном порядке начисленный земельный налог оплачен не был в связи с несогласием с размером и порядком исчисления земельного налога.
Шархмуллина О.В. полагает, что ответчиками была допущена ошибка в установлении стоимости участка и ставки земельного налога, исходя не из фактического использования земельного участка, а из сведений, содержащихся в ГКН, в связи с чем неверно исчислен земельный налог. Облагаемый налогом земельный участок использовался по назначению для садоводства, о чем свидетельствует садовая книжка и установлено решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы РБ от 16 апреля 2014 года. В связи с отсутствием в приведенном решении суда, на основании которого зарегистрировано право собственности в порядке приватизации, вида разрешенного использования кадастровая стоимость садового участка определялась, как органом кадастровой палаты, так и оценщиками в рамках контракта с УЗИО Администрации ГО город Уфа РБ, исходя из актуальных на день определения удельных показателей в соответствии с ВРИ, содержащихся в сведениях ГКН. При расчетах кадастровой стоимости был применен актуализированный УПКС 5-ой группы ВРИ "для торговли... ", для 17 группы ВРИ "для размещения административных зданий", что не соответствует фактическому использованию земельного участка 4-й группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества".
Согласно таблицам, являющимся приложением постановлению Правительства РБ от 30 декабря 2011 года N 521, постановлению Администрации ГО город Уфа РБ N 5860 от 30 декабря 2014 года, удельные показатели стоимости земельных участков, предназначенных для торговых объектов, и земельных участков, предназначенных садоводства, составляют соответственно 18528,82 руб./кв.м, 13429,14 руб./кв.м и 181,41 руб./кв.м, 544,69 руб./ кв.м, то есть различаются более чем в 100 и 25 раз.
Решением Орджоникидзевского суда г.Уфы РБ от 16 апреля 2014 года за Шархмуллиной О.В. признано право собственности в порядке бесплатной приватизации на земельный участок адрес Указанным решением установлено, что земельный участок с кадастровым номером N... фактически используется по назначению для ведения садоводства. Земельный участок имеет по факту вид разрешенного использования "для садоводства". Кроме того, с момента постановки на кадастровый учет, так и на сегодняшний день в границах земельного участка отсутствуют какие-либо иные строения нежилого характера, в том числе объекты торговли, бытового обслуживания либо административные здания. Кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего Шархмуллиной О.В. с учетом исправления ошибки с 2014 года должна быть определена исходя из вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества".
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Шархмуллиной О.В, вследствие исправления ошибки при установлении кадастровой стоимости должна быть определена с отнесением земельного участка к виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества", то ставка земельного налога должна равняться 0,3 процента, исходя того, что участок предоставлен под садоводство.
Уточнив требования, Шархмуллина О.В. просила обязать Администрацию ГО город Уфа РБ внести изменения в постановление Администрации ГО город Уфа РБ N 5860 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с фактическим использованием с видом разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества"; указать, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастровый учет в отношении земельного участка; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 33 по РБ произвести перерасчет земельного налога за 2015-2016 года на земельный участок, исходя из налоговой базы соответствующей кадастровой стоимости участка в соответствии с видом разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества" и в соответствии с налоговой ставкой в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Требования уточнены на том основании, что на обращение в МРИ ФНС N 33 по РБ письмом от 22 июня 2018 года разъяснило, что в результате проведенного анализа начислений земельного налога за 2014-2016 года, в 2017 году произведен перерасчет сумм ранее исчисленных налогов на принадлежащий истице участок, и определена ставка в размере 1,5%, вместо 0,3 %. Земельный налог за 2014 год 24 декабря 2017 года был сторнирован за давностью. Сумма выставленного налога за 2015-2016 годы с учетом переплаты составила 461 309,87 руб, о чем направлено уведомление N84983689 от 30 марта 2018 года.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка, установленная актом об определении кадастровой стоимости Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Башкортостан от 24 сентября 2014 года, в настоящее время не нарушает права административного истца, заявленные требования уточнены.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 02 июля 2019 года требования налоговой инспекции удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении требований Шархмуллиной О.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, Шархмуллина О.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять в новое решение об удовлетворении требований в полном объеме по основаниям, указанном в иске. Указывает, что доказательств того, что на земельном участке расположены какие-либо торговые объекты, административные здания, физкультурно-оздоровительные учреждения, не представлено. В 1974 году был определен правовой режим земельного участка под коллективные сады. Шархмуллиной О.В. ВРИ под физкультурно-оздоровительные учреждения выбран, поскольку у него наименьший УПКС для предусмотренной зоны. Генеральный план муниципального округа определяет стратегию развития территории, т.е. возможное изменение в будущем, а не фиксацию существующего положения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ (пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В силу ч.1 ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ч.1 ст.391 кодекса).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ч.4 ст.391 кодекса).
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N... поставлен на учет 13 августа 2013 года без вида разрешенного использования и категории земель, с площадью 974 кв.м.
Далее, после установления вида разрешенного использования на формулировку "Учреждения клубного типа: библиотеки, читальные залы, цирки-шапито, летние театры, эстрады, танцевальные залы, дискотеки, лектории, музеи, выставочные залы, галереи, многофункциональные развлекательные комплексы, аттракционы, видеосалоны" и категории земель "Земли населенных пунктов" на основании заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости и свидетельства о государственной регистрации права 24 сентября 2014 года кадастровая стоимость земельного участка рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) 5-ой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в размере 18528,82 руб./кв.м, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N521. В результате кадастровая стоимость составила 18 047 070,68 руб, имела дату определения и внесения - 24 сентября 2014 года.
Земельный участок не был включен в Перечень объектов оценки подлежащих государственной кадастровой оценке земель (далее - ГКОЗ), который сформирован по состоянию на 01 июня 2014 года, в связи с тем, что не было вида разрешенного использования и категории земель, соответственно кадастровая стоимость участков не была определена в ходе работ по ГКОЗ.
После утверждения постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N5860 результатов ГКОЗ, кадастровая стоимость актуализирована, согласно пункту 2.5 ранее действующих Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана с применением УПКС 5-ой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в размере 13429,14 руб./кв.м, составила 13079982,36 руб, имела дату определения - 01 июня 2014, дату внесения - 23 января 2015 года.
10 марта 2016 года на основании заявления Шархмуллиной О.В. о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости по земельному участку внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "Физкультурно-оздоровительные сооружения: стадионы с комплексом площадок и устройств различного спортивного назначения, спортивно-оздоровительные комплексы, спортивные площадки, катки, хоккейные площадки, плавательные бассейны, аквапарк, спортивные, тренажерные залы, детские и юношеские спортивные школы, теннисные корты, роликодромы" и произведен перерасчет кадастровой стоимости. При определении кадастровой стоимости был применен УПКС 17-ой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" в размере 1726,40 руб./кв.м, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N5860. В результате кадастровая стоимость земельного участка составила 1 681513,60 руб, имеет дату определения - 10 марта 2016 года и дату внесения - 14 марта 2016 года.
Согласно акту, составленному Администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) от 23 мая 2019 года N1688/о с приложением фототаблицы, земельный участок с кадастровым номером N... огражден. На территории участка расположена деревянная конструкция, предположительно на фундаменте. При этом из представленного акта и приложенной к нему фототаблицы усматривается, что на территории спорного земельного участка расположен объект, который не предназначен для сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей.
Суд первой инстанции, установив, что налоговой инспекцией земельный налог исчислен исходя из сведений, в том числе о виде разрешенного использования, предоставленных регистрирующим органом, испрашиваемый истцом вид разрешенного использования не предусмотрен градостроительным регламентом, пришел к обоснованному выводу, что законных оснований для изменения вида разрешенного использования и, соответственно, обязанности налоговой инспекции пересчитать земельный налог, не имеется. Поскольку ответчиком обязанность по уплате законно установленного налога не исполнена, указанная задолженность подлежит взысканию с Шархмуллиной О.В.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу норм ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как видно из материалов дела, земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения "Р-1".
В соответствии с Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 года N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в территориальной зоне рекреационного назначения "Р-1" вид разрешенного использования земельного участка - "Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества" не предусмотрен.
Согласно приведенным нормам права определение вида разрешенного использования носит заявительный характер. Истцом самостоятельно выбран вид разрешенного использования земельного участка в спорные периоды, в соответствии с которым и рассчитана кадастровая стоимость земельного участка, являющаяся налоговой базой для исчисления земельного налога. Сведения о виде выбранного истцом разрешенного использования внесены в ГКН и предоставлены налоговой инспекции, которая в пределах полномочий исчислила земельный налог согласно данным сведениям. Иное противоречило бы требованиям законодательства.
По сведениям органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, за Шархмуллиной О.В. зарегистрировано право собственности указанный на земельный участок.
МИФНС России N 33 по РБ Шархмуллиной О.В. начислен земельный налог за 2015-2016 годы, направлено налоговое уведомление об уплате налога в сумме 461309,87 руб. в срок до 24 мая 2018 года.
В установленный законом срок, указанный в уведомлении, административный ответчик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем инспекцией направлено требование об уплате указанного налога, предоставлен срок для добровольного исполнения по состоянию на 06 июля 2018 года.
Требование инспекции административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд.
Указанная задолженность взыскана с Шархмуллиной О.В. судебным приказом, который определением мирового судьи судебного участка N8 по Орджоникидзевскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2018 года отменен в связи с поступившими возражениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пене, поскольку представленными документами подтверждено наличие у ответчика задолженности в заявленном налоговым органом размере, которая в добровольном порядке ответчиком не погашена.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании закона. По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по делу вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены решения суда как по материалам дела, так и по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 02 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу Шархмуллиной О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Попенова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.