Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Александровой Н.А, Субхангулове А.Н.
при ведении протокола помощником судьи Шакировой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора Автономной некоммерческой образовательной организации Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды Фадеевой Г.П. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я, выслушав объяснение директора Автономной некоммерческой образовательной организации Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды Фадеевой Г.П, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным иском к АНОО Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указано, что АНОО Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды зарегистрирована Управлением Министерства юстиции РФ по РБ, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 10 июля 1998 года, юридический адрес (место нахождения) юридического лица: 450001, адрес. В наименовании организации отсутствует указание на тип образовательной организации.
Истец просил ликвидировать АНОО Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 июня 2019 года требования иска удовлетворены.
В апелляционной жалобе директор Автономной некоммерческой образовательной организации Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что в названии колледжа тип организации указан - автономная некоммерческая образовательная организация. Предупреждений Минюста РФ истец не получал.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом при рассмотрении дела установлено, что АНОО Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по РБ, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 10 июля 1998 года, юридический адрес (место нахождения) юридического лица: 450001, адрес, ОГРН N.., ИНН N...
В наименовании учреждения не указан тип образовательной организации.
В связи с чем, Управлением Министерства юстиции РФ по РБ 14 июля 2017 года и 17 апреля 2018 года в адрес АНОО Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды вынесены предупреждения N02/03-20-5800 и N02/03-19-2588 об устранении указанных нарушений в срок до 25 сентября 2017 года и до 21 мая 2018 года соответственно. Однако нарушения не устранены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N1313, Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 года N705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п.96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Частями 2, 3 ст. 23 указанного закона установлены типы организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
В силу ч. 5 ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 01 июля 2016 года.
Между тем в нарушение указанных требований, ответчик наименование образовательного учреждения в соответствие с требованиями федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не привел, доказательства этому в деле отсутствуют. В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований о ликвидации организации.
Довод апелляционной жалобы о том, что организация не получала предупреждений Минюста России, не может повлечь отмену состоявшегося решения, так как предупреждение о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и считаются доставленными и в том случае, когда по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или организация не ознакомилась с предупреждением (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
При этом судебная коллегия отмечает, что в силу ст. ст. 1, 54 Гражданского кодекса РФ именно по месту своего нахождения юридическое лицо обязано обеспечить возможность сообщения с ним, получения адресованных ему юридически значимых сообщений, а также несет риск непринятия необходимой степени заботливости, исключающей возможность неполучения адресованной ему корреспонденции.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 июня 2019 года без изменения, апелляционную жалобу директора Автономной некоммерческой образовательной организации Уфимский колледж экономики и охраны окружающей среды Фадеевой Г.П. без удовлетворения.
Председательствующий Турумтаева Г.Я.
Судьи Александрова Н.А.
Субхангулов А.Н.
Справка: судья Насырова Л.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.