ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 05 сентября 2019 г.
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хабировым В.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кашаповой Венеры Юрисовны к Правительству Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
Кашапова В.Ю. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N.., общей площадью 607, 5 кв. м, расположенного по адресу: адрес, с кадастровой стоимостью 27 982 804 рубля 73 копейки.
- нежилого помещения с кадастровым номером N.., общей площадью 614 кв. м, расположенного по адресу: адрес, с кадастровой стоимостью 28 280 496 рублей 16 копеек.
Кроме того, указано, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый медицинским центром и торговыми помещениями; общей площадью 2 149 кв. м, расположенного по адресу: адрес, с кадастровой стоимостью 49 590 861 рубль 25 копеек.
Между тем согласно отчетам об оценке рыночной стоимости
N N.., выполненным ИП Галихановым Д.Р, рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет
13 596 000 рублей, рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 15 974 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 13 872 000 рублей.
Значительное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает права административного истца как собственника нежилых помещений и арендатора земельного участка.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере
13 596 000 по состоянию на 01 января 2015 года;
нежилого помещения с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере
15 974 000 по состоянию на 01 января 2015 года;
земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере
13 872 000 по состоянию на 01 июня 2014 года.
Административный истец Кашапова В.Ю, представители Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Получение извещения подтверждается отчетами о прочтении, уведомлениями, реестрами отправки. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца по доверенности Сафиуллина Р.Н. об отложении судебного заседания, поскольку в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены достаточные доказательства направления в командировку.
Копии определения суда о принятии дела к производству суда направлены судом 17 июля 2019 года лицам, участвующим в деле (т. 2 л.д. 87-90).
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Как следует из пункта 1, пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля
1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
По настоящему делу административный истец по существу просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налоговых и арендных платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости объектов недвижимости, затрагивает права административного истца как собственника и арендатора.
Материалами дела подтверждается, что спорные объекты недвижимости поставлены на государственный кадастровый учет.
Объекты недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером N.., площадью 607, 5 кв. м, назначение "нежилое помещение", номер этажа Подвал N 1, расположенное по адресу: адрес; нежилое помещение с кадастровым номером N.., площадью 614 кв. м, назначение "нежилое помещение", номер этажа Цокольный этаж N 1, расположенное по адресу: адрес, находятся в собственности Кашаповой В.Ю, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 28-35).
Земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 2 149 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый медицинским центром и торговыми помещениями, расположенный по адресу: адрес, находится в пользовании Кашаповой В.Ю. на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка N... от 25 сентября 2017 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 23-27, 36-41).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером N... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере
27 982 804 рублей 73 копеек, кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером N... определена по состоянию на
01 января 2015 года в размере 28 280 496 рублей 16 копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... определена по состоянию на 01 июня 2014 года в размере
49 590 861 рубля 25 копеек (т. 1 л.д. 17-22).
Административным истцом представлена отчеты N N.., подготовленные ИП Галихановым Д.Р, согласно которым рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N.., общей площадью 607, 5 кв. м, по состоянию на
01 января 2015 года составляет 13 596 000 рублей, рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N.., общей площадью 614 кв. м, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 15 974 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью
2 149 кв. м, по состоянию на 01 июня 2014 года составляет
13 872 000 рублей.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от
01 августа 2019 года по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз "Суд-информ".
Согласно заключению эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N... от 23 августа 2019 года рыночная стоимость помещения с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 01 января 2015 года составляет
13 861 000 рублей, рыночная стоимость помещения с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 16 298 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 14 168 000 рублей.
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта
ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N... от
23 августа 2019 года, лицами, участвующими в деле, не оспаривалась. Ранее какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии данного заключения эксперта установленным требованиям, лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приводились, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N... от 23 августа 2019 года и отчеты N N.., подготовленные ИП Галихановым Д.Р, представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N... от 23 августа 2019 года, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.
Суд находит, что рыночную стоимость объектов недвижимости необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N... от 23 августа 2019 года.
С учетом изложенного, права Кашаповой В.Ю, являющейся собственником нежилых помещений и арендатором земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа, как установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, существенно влияют на исполнение им обязательств, предусматривающих исчисление суммы уплаты налоговых и арендных платежей исходя из кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, требования Кашаповой В.Ю. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24.18, 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Кашаповой Венеры Юрисовны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N.., площадью 607, 5 кв. м, назначение "нежилое помещение", номер этажа Подвал N 1, расположенного по адресу: адрес адрес, равной его рыночной стоимости в размере
13 861 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N.., площадью 614 кв. м, назначение "нежилое помещение", номер этажа Цокольный этаж N 1, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 16 298 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 2 149 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый медицинским центром и торговыми помещениями, расположенный по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 14 168 000 рублей по состоянию на 01 июня 2014 года.
Датой подачи заявления считать 16 июля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан... Э.М. Хамидуллина
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.