ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 16 сентября 2019 года
Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Гизатуллин А.А, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 16 августа 2019 года) жалобу Сайфутдинова Л.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года и решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении начальника дорожно-эксплуатационного участка Белорецкого дорожного ремонтно-строительного управления - филиала акционерного общества "Башкиравтодор" Сайфутдинова Л.Р,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2019 года, должностное лицо - начальник дорожно-эксплуатационного участка Белорецкого дорожного ремонтно-строительного управления - филиала акционерного общества "Башкиравтодор" (далее - Белорецкого ДРСУ) Сайфутдинов Л.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Сайфутдинов Л.Р. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с требованиями п. п. 6.2.2, 6.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, лицевая поверхность дорожного знака не должна иметь загрязнений и снежно-ледяных отложений, затрудняющих распознавание его символов или надписей, которые должны быть удалены в течение одних суток с момента обнаружения; дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б.
Из таблицы Б.1 приложения Б к указанному нормативно-правовому акту следует, что нарушением целостности лицевой поверхности дорожного знака считается отслоение более 25% площади любого элемента изображения знака и электромеханического ЗПИ (каймы либо другого символа, однострочной надписи) или повреждение более 25% площади его изображения, вызванное любыми причинами.
Знак 3.20 "Обгон запрещен" применяют для запрещения обгона всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски (п. 5.4.21 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст).
Как следует из материалов дела, дата в 10.35 ч государственным инспектором дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ ФИО7 на адрес выявлен факт деформации дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" (нарушением целостности лицевой поверхности в результате закрашивания).
Лицом, допустившим нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является начальник дорожно-эксплуатационного участка Белорецкого ДРСУ Сайфутдинов Л.Р.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности:
протоколом об административном правонарушении от дата с письменным объяснением Сайфутдинова Л.Р.: "Виновным себя не считаю в связи с тем, что знаки заказаны для изготовления на заводе в Ремстройдормаш, в наличии знаков для замены на базе Белорецкого ДРСУ нет" (л.д. 11);
актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от дата (л.д. 12);
фототаблицей (л.д. 13);
должностной инструкцией начальника дорожно-эксплуатационного участка Белорецкого ДРСУ (л.д. 16 - 24);
ответом начальника ФИО3 А.Г. от дата, из которого следует, что Белорецкое ДРСУ осуществляет работы по содержанию автомобильных дорог в ФИО12 адрес в соответствии с государственным контрактом, заключенным между АО "Башкиравтодор" и ГКУ "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" N... от дата сроком на два года (л.д. 62).Достоверность и допустимость доказательств, положенных в основу выводов о виновности Сайфутдинова Л.Р. в совершении административного правонарушения, судьями первой и второй инстанций проверены, их совокупности дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
АО "Башкиравтодор" является подрядчиком и выполняет работы по содержанию автомобильных дорог Республики Башкортостан в соответствии с государственным контрактом. Работы в ФИО12 адрес Республики Башкортостан обязано проводить Белорецкое ДРСУ.
В силу положений п. п. 4.1, 4.2 должностной инструкции начальника дорожно-эксплуатационного участка Белорецкого ДРСУ, основной обязанностью должностного лица является организация работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с требуемым качеством и условиями, предусмотренными государственными контрактами по содержанию автомобильных дорог, а также организация работ для выполнения плана дорожных работ на участке в соответствии с рабочими чертежами, проектом производства работ, производственным планом, нормативными документами и мероприятиями по обеспечению безопасности движения по обслуживаемым дорогам. При осуществлении своей производственной деятельности начальник дорожно-эксплуатационного участка Белорецкого ДРСУ осуществляет эффективное руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка для выполнения обязательств по содержанию автомобильных дорог, плановых заданий и достижения прибыли, производит своевременное обследование вверенных ему участков автомобильных дорог и в случае обнаружения недостатков автомобильных дорог организует своевременное их устранение для обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах.
Таким образом, Сайфутдинов Л.Р, допустивший нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, как должностное лицо, ответственное за состояние дорог. Юридическая квалификация и оценка действиям заявителя даны верные.
Отсутствие в деле государственного контракта N... от дата, заключенного между АО "Башкиравтодор" и ГКУ "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан", с учетом имеющихся в деле доказательств, не повлияло на полноту, всесторонность и объективность выяснения всех фактических обстоятельств дела.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие правонарушения должным образом описано. При составлении протокола заявителю были разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью.
Ссылка в протоколе на нарушение лицом п. 5.4.21 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, регулирующим особенности применения дорожного знака "Обгон запрещен", не влечет удовлетворение жалобы.
Сайфутдинов Л.Р. был осведомлен о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении в связи с выявленным фактом деформации дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" (нарушением целостности лицевой поверхности в результате закрашивания) с учетом квалификации его действий по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, не был лишен возможности знать, в чем обвиняется, и давать соответствующие объяснения в ходе рассмотрения дела, нарушения его права на защиту не усматривается.
Довод заявителя о том, что согласно п. 6.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденному приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, установлен срок устранения выявленного дефекта не более 1 сутки, закрашивание дорожного знака было выявлено 14 марта 2019 года, в тот же день составлен протокол об административном правонарушении, несостоятелен.
Вышеназванный пункт ГОСТа устанавливает временной промежуток устранения дефекта дорожного знака, что не исключает ответственности заявителя, обязанного производить своевременное обследование вверенных ему участков автомобильных дорог для содержания их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, и допустившего нахождение на месте рассматриваемого события дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" с нарушением целостности лицевой поверхности в результате закрашивания. Как следует из показаний Сайфутдинова Л.Р, данными мировому судье, он пытался оттереть краску, но она не поддалась, аналогичный дорожный знак на складе предприятия отсутствовал, заявку на новый дорожный знак он сделал после составления в его отношении протокола об административном правонарушении.
Назначенное наказание отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения Сайфутдинова Л.Р. к административной ответственности соблюдены. Дело об административном правонарушении мировым судьей рассмотрено с участием заявителя, жалоба судьей Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан рассмотрена в отсутствие надлежаще извещенного Сайфутдинова Л.Р. (л.д. 59, 60).
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года и решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении начальника дорожно-эксплуатационного участка Белорецкого дорожного ремонтно-строительного управления - филиала акционерного общества "Башкиравтодор" Сайфутдинова Л.Р. оставить без изменения, жалобу Сайфутдинова Л.Р. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан А.А. Гизатуллин
Справка:
мировой судья Рахимов И.М.
судья межрайонного суда Ручушкина Г.В.
N 44а-1446/19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.