ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 23 сентября 2019 года
Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Гизатуллин А.А, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 29 августа 2019 года) жалобу Салихова В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 12 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 10 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 16 апреля 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Салихова В.В,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 12 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 10 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 16 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года, Салихов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, Салихов В.В. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, исследовав доводы заявителя, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
В силу ст. 73 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (ч. 2).
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (ч. 3).
Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Башкортостан утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года N 136.
Согласно п. 1.4 указанного постановления муниципальный земельный контроль на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан, указанных в п. п. 1.5 - 1.6 настоящего Порядка, осуществляется уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля должностными лицами муниципальных образований (далее - муниципальные инспекторы). Полномочия муниципальных инспекторов устанавливаются настоящим Порядком и их должностными инструкциями, утвержденными органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее - органы муниципального земельного контроля).
Муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением, в том числе, требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками (п. 1.7).
Постановлением администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 июля 2017 года N 866 утвержден Административный регламент по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального земельного контроля на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Из п. 1.2 указанного Административного регламента следует, что муниципальная функция исполняется администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах полномочий, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исполнение муниципальной функции, предусмотренной настоящим Административным регламентом, возложено на Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - Управление).
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, в том числе, требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками (п. 1.4 административного регламента).
В силу п. 1.6.2 административного регламента муниципальные инспекторы имеют право:
1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Башкортостан;
2) запрашивать в соответствии со своей компетенцией в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органах местного самоуправления, организациях, а также у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан необходимые для осуществления муниципального земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
3) посещать при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения Управления о назначении проверки организации и объекты, обследовать любые земельные участки, в том числе находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения) для осуществления муниципального земельного контроля;
4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
5) обращаться в установленном порядке в органы внутренних дел за оказанием содействия в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципальными инспекторами деятельности по муниципальному земельному контролю, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
6) направлять в соответствующие государственные органы материалы по выявленным нарушениям при использовании земель и земельных участков для привлечения виновных лиц к ответственности, установленной законодательством;
7) привлекать специалистов для проведения обследований, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по использованию земельных участков;
8) при осуществлении проверок использовать фотосъемку и иные технические средства;
9) проводить осмотр земель и земельных участков, входящих в состав территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан независимо от формы собственности, с использованием фотосъемки и иных технических средств фиксации, по результатам которого составлять акт осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) согласно Приложению N 1 к настоящему регламенту;
10) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствии с положениями земельного законодательства.
Как усматривается из материалов дела, в период с 24 апреля по дата ведущим специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (далее - Управление) ФИО3 проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: адрес "Б", с кадастровым номером.., площадью... кв.м, предоставленному Салихову В.В. на основании договора купли-продажи земельного участка N... от дата.
Указанный земельный участок используется Салиховым В.В. для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Как следует из акта проверки, Салихов В.В. огородил земельный участок с самовольным занятием муниципальной земли ориентировочной площадью захвата... кв.м.
дата Салихову В.В. было вынесено предписание N... вн/пл об устранении выявленного нарушения земельного законодательства в срок до дата. Указанное предписание направлено заявителю по почте, получено им дата.
дата на основании распоряжения заместителя начальника Управления от дата проведена внеплановая проверка исполнения Салиховым В.В. предписания от дата, по результатам которой установлен факт его неисполнения.
Указанное нарушение отражено в акте проверки N... вн/пл от дата и послужило основанием для составления в отношении Салихова В.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения Салиховым В.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
протоколом об административном правонарушении от дата, составленным в отсутствие надлежащим образом извещенного Салихова В.В. (л.д. 3, 9, 14 - 16);
предписанием N... вн/пл от дата, полученным Салиховым В.В. дата (л.д. 4 - 7);
копией распоряжения N... -р от дата о проведении внеплановой проверки, полученным Салиховым В.В. дата (л.д. 8, 9);
актом проверки N... вн/пл от дата с приложенными к нему обмером площади земельного участка, фототаблицей (л.д. 10 - 13).
Доказательств принятия Салиховым В.В. в установленный срок возможных и необходимых мер для устранения выявленного нарушения земельного законодательства в материалах дела не имеется, судебными инстанциями не добыто, заявителем не представлено.
Установив обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи обоснованно согласился судья Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан.
Вопреки доводу жалобы, муниципальный инспектор Управления ФИО3 в силу вышеприведенных положений ст. 73 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года N 136 "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Башкортостан", постановления администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 июля 2017 года N 866 "Об утверждении Административного регламента по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального земельного контроля на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" был уполномочен осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Башкортостан, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
В силу положений п. 4 ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях при осуществлении муниципального контроля в соответствии с вопросами местного значения соответствующего муниципального образования должностные лица органов местного самоуправления, наделенные контрольными полномочиями, в частности, должностные лица органов местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель соответствующего муниципального образования вправе составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормативно-правовыми актами инспектор муниципального земельного контроля Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО4 по результатам проведенного муниципального земельного контроля за использованием земель был правомочен составить протокол об административном правонарушении в отношении Салихова В.В. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение законного предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
Составленный в отношении Салихова В.В. протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие правонарушения должным образом описано. Таким образом, протокол обоснованно признан судебными инстанциями в качестве допустимого доказательства по делу.
Ссылка заявителя на решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 08 апреля 2019 года, которым решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 февраля 2019 года об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Республики Башкортостан по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 04 декабря 2018 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в отношении Салихова В.В. в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, оставлено без изменения, несостоятельна. Выводов, имеющих преюдициальное значение по настоящему делу, указанный судебный акт не содержит.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных мировым судьей и судьей районного суда обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой по материалам дела не имеется. Выводы судей о виновности Салихова В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, являются мотивированными и обоснованными.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи районного суда при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности заявителя в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.
Наказание назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Дело об административном правонарушении мировым судьей рассмотрено в отсутствие извещенного надлежащим образом Салихова В.В. (л.д. 52), жалоба судьей районного суда рассмотрена с участием заявителя.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 12 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 10 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 16 апреля 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Салихова В.В. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан А.А. Гизатуллин
Справка:
мировой судья Хасанова Е.С.
федеральный судья Ибрагимова Ф.М.
N 44а-1535/19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.