Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Гадиева И.С,
членов президиума Латыповой З.У, Писаревой Т.Г,
Гафаровой Л.Ф, Канбекова И.З.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахтямовой Э.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ишмуратова Ф.Г. к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы, призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Башкортостан" о признании незаконным решения призывной комиссии,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Абубакировой Р.Р. от 04 сентября 2019 года по кассационной жалобе представителя Ишмуратова Ф.Г. Кандарова М.Г, поступившей в адрес Верховного Суда Республики Башкортостан 18 июля 2019 года, на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 ноября 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Абубакировой Р.Р, выслушав представителя Ишмуратова Ф.Г. Кандарова М.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Башкортостан" Гришина А.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, президиум
установил:
Ишмуратов Ф.Г. обратился в суд с административным иском к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы, призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Башкортостан" о признании незаконным решения призывной комиссии N... от 12 июля 2018 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на это законных оснований.
В обоснование требований указал, что Ишмуратов Ф.Г. от службы в армии не уклонялся. Мероприятия, связанные с призывом, в отношении него не проводились, повестки ему не направлялись и лично не вручались. Административный истец полагал, что обязанность по явке в военный комиссариат без вручения соответствующей повестки законодательством не предусмотрена. Однако на основании заключения призывной комиссии он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 февраля 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе представитель Ишмуратова Ф.Г. Кандаров М.Г. просит решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 ноября 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 февраля 2019 года отменить, указывая на то, что судами не дана надлежащая оценка тому, что обязанность призывника по явке в военный комиссариат без вручения соответствующей повестки законодательством не предусмотрена. Копии материалов личного дела призывника не содержат доказательств направления Ишмуратову Ф.Г. соответствующей установленным требованиям повестки.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы дело истребовано в Верховный Суд Республики Башкортостан и определением судьи Абубакировой Р.Р. от 04 сентября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания президиума Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации президиум считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что решением призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан N... от 12 июля 2018 года Ишмуратов Ф.Г. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на это законных оснований.
В период с 06 августа 2013 года по 30 августа 2016 года Ишмуратов Ф.Г. проходил обучение в аспирантуре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уфимский государственный авиационный технический университет", ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 августа 2016 года на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее также - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
В материалах личного дела призывника Ишмуратова Ф.Г. имеется справка ФГБОУ ВО "Уфимский государственный авиационный технический университет" от 22 марта 2017 года о том, что Ишмуратов Ф.Г. зачислен в очную аспирантуру 31 августа 2013 года, отчислен из очной аспирантуры в связи с окончанием срока обучения 30 августа 2016 года (л.д.... ); ходатайство НИИТС "Пилот" от 20 марта (без указания года) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу научному сотруднику Ишмуратову Ф.Г, завершившему работу над кандидатской диссертацией, защита которой намечена на 3 квартал 2017 года (л.д.... ); ходатайство ФГБУН Уфимского института химии Российской академии наук о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу научному сотруднику Ишмуратову Ф.Г, окончившему очную аспирантуру ФГБОУ "Уфимский государственный авиационный технический университет" в 2016 году, прошедшего успешную предзащиту на научном семинаре, защита кандидатской диссертации намечена на январь 2018 года (л.д.... ).
Также в материалах личного дела имеется расписка об оповещении о необходимости явки в военный комиссариат Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы Республики Башкортостан для прохождения медицинского освидетельствования, назначенного на 10 мая 2017 года к 09.00 часам, в которой отсутствует подпись оповещаемого (л.д.... ), а также объяснительная на имя военного комиссара Октябрьского и Советского районов г. Уфы Республики Башкортостан ФИО17 о том, что ФИО12 14 апреля 2017 года оповещала подлежащего призыву Ишмуратова Ф.Г, его дома не оказалось, со слов матери в данный момент находится за границей на учебе, повестку взять отказалась (л.д.... ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что после окончания отсрочки с осени 2016 года Ишмуратов Ф.Г. обязанности по воинскому учету не исполнял, в военный комиссариат не прибывал без уважительной причины, оснований для предоставления ему отсрочки либо освобождения от призыва до достижения возраста 27 лет не имел, в период с 01 февраля 2018 года по 12 июля 2018 года подлежал призыву на военную службу, что позволяло призывной комиссии вынести оспариваемое заключение об отсутствии у него законных оснований для не прохождения военной службы по призыву.
С выводом суда первой инстанции и его обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Президиум с выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В силу пункта 34 названного Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Между тем суд первой инстанции в нарушение статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с приведенными нормами материального права, подлежащими применению к спорным отношениям, не определилв качестве обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела: когда у Ишмуратова Ф.Г. отпали основания для отсрочки от призыва на военную службу; осуществлялись ли после окончания действия отсрочки военным комиссариатом меры по вызову Ишмуратова Ф.Г. повестками в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, соответственно не предложил представить доказательства, подтверждающие выполнение ответчиком этой обязанности.
Допущенные судом первой инстанции нарушения, хотя на них указывалось в апелляционной жалобе представителя административного истца, суд апелляционной инстанции, вопреки требованиям статей 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не устранил.
Кроме того, указывая, что каких - либо оснований для предоставления отсрочек либо освобождений от призыва на военную службу с 01 февраля 2018 года по 12 июля 2018 года административный истец не имел, судебные инстанции не учли, что административный истец достиг возраста 27 лет 12 февраля 2018 года.
Нарушения норм права, допущенные судом апелляционной инстанции, являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Ишмуратова Ф.Г, что согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены оспариваемого апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, проверить все доводы и возражения сторон, в том числе установить выполнена ли военным комиссариатом обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, какими доказательствами это подтверждается, и оценив представленные доказательства принять решение в строгом соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 февраля 2019 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции.
Председательствующий И.С. Гадиев
Справка: судья Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Сунгатуллин А.Ю.;
судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: Кривцовой О.Ю. (председательствующий), Куловой Г.Р. (докладчик), Смирновой О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.