Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ивановой Ю.В, Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2658/2018 по апелляционной жалобе Плешкова А. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2018 года, принятое по административному иску Плешкова А. В. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Николашкиной О.В, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Плешков А.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и "адрес" от 06.04.2018 об отказе в признании административного истца носителем русского языка; обязании административных ответчиков принять решение о признании Плешкова А.В. носителем русского языка.
В обоснование требований административного иска Плешков А.В. указал, что по результатам собеседования, проведенного 10.04.2018 Комиссией Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, административному истцу было отказано в признании его носителем русского языка, в связи с тем что "он не смог продемонстрировать знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка и подтвердить условия признания носителем русского языка в соответствии с ч. 1 ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". По мнению административного истца, оспариваемым решением нарушено его право на признание его носителем русского языка. Также административный истец указал, что собеседование было проведено с нарушениями указанных в Приказе ФМС N 379 от 26.05.2014 требований к иностранному гражданину. Плешков А.В. указывает, что он свободно владеет русским языком, имеет диплом о среднем школьном образовании, включающим в себя такие предметы, как "русский язык" и "русская литература", что и продемонстрировал во время собеседования.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2018 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Административный истец, представитель административного ответчика Комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 06.04.2018 по результатам собеседования с кандидатом по признанию носителем русского языка гражданином Украины Плешковым А.В. Комиссией Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынесено решение об отказе Плешкову А.В. в признании его носителем русского языка, поскольку он не смог продемонстрировать знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка и подтвердить условия признания носителем русского языка в соответствии с п. 1 ст. 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Выводы Комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подтверждаются протоколом заседания комиссии N 10 от 06.04.2018, из которого следует, что Плешков А.В. не справился с заданием комиссии, поскольку не ответил правильно на поставленные вопросы для определения уровня знания русского языка; решение принято составом комиссии из семи человек единогласно.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при вынесении оспариваемого решения были учтены все существенные обстоятельства, имеющие значение для принятия решения, решение принято в пределах компетенции комиссии, прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции считает возможным согласиться.
В соответствии с пунктом 16.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ от 31 мая 2002 года.
Пунктом 16.4 Положения предусмотрено, что указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, имеющие (имевшие) родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживающих или ранее постоянно проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов (документы), подтверждающих (подтверждающие) наличие указанных родственников, а также факт их постоянного проживания на соответствующей территории (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении, свидетельство о смерти родственника, вид на жительство, выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы).
В случае отсутствия документов, указанных в пункте 16.4 настоящего Положения, заявители согласно пункту 16.5 Положения представляют архивные справки, выписки из архивных документов, копии документов Архивного фонда Российской Федерации и (или) иных архивных документов.
В соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации (часть 1).
Указанные комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в этой же статье собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 2).
В силу части 5 статьи 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка по результатам собеседования с иностранным гражданином.
Оспаривая решение Комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, административный истец ссылался на незаконность состава данной Комиссии, поскольку в ее состав входил начальник отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и проставления апостиля Министерства юстиции Б. В.В, который не подлежал включению в состав Комиссии.
Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определен Приказом МВД России от 28.09.2017 N 738 (далее - Порядок).
Согласно п. 2 ч. 1 Порядка, комиссия осуществляют свою деятельность на постоянной основе.
В соответствии с п. 6 Порядка, комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссий, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным, не менее семи человек.
Как следует из пп. 11, 12 Порядка, состав территориальной комиссии МВД России формируется из сотрудников, гражданских служащих, работников соответствующего территориального органа МВД России и не менее 2 представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кандидатуры которых определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
Персональные составы комиссий утверждаются приказами МВД России и территориального органа МВД России соответственно.
Состав комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка утверждена Приказом Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24.11.2017 N 609, действовавшим на момент принятия оспариваемого решения, который в установленном законом порядке оспорен и отменен не был.
В состав Комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденной Приказом Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24.11.2017 N 609, входят:
- председатель Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка - генерал-майор внутренней службы Роговой Н. М, заместитель начальника ГУ МВД России;
- заместитель председателя Комиссии - полковник полиции Силина С. В, заместитель начальника УВМ ГУ МВД России;
- члены Комиссии: подполковник полиции Мадан Е. Ф, начальник отдела по вопросам гражданства УВМ ГУ МВД России (на период временного отсутствия - подполковник полиции Башкова Л. В, заместитель начальника отдела по вопросам гражданства УВМ ГУ МВД России);
- начальник отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, проставления апостиля Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Бурандасов В. В. (на период временного отсутствия - заместитель начальника отдела по адвокатуре, нотариату, государственной регистрации актов гражданского состояния, проставления апостиля Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Земляков Р. Ю.) (по согласованию);
- заведующая кафедрой филологического образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", кандидат философских наук, доцент Соколова Е. А. (на период временного отсутствия - начальник сектора по работе с педагогическими кадрами комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, кандидат исторических наук Голованов М. В.) (по согласованию);
- профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор филологических наук Попова Т. И. (на период временного отсутствия - профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук Московкин Л. В.) (по согласованию);
- доцент кафедры филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Шерстобитова И. А. (на период временного отсутствия - доцент кафедры филологического образования Академии педагогического постдипломного образования, кандидат филологических наук Бабурина М. А.) (по согласованию);
- начальник отдела формирования, государственного учета и научно-справочного аппарата Архивного фонда Санкт-Петербурга Г. И. Олеговна (по согласованию);
- секретарь Комиссии - главный специалист-эксперт отдела по вопросам гражданства УВМ ГУ МВД России Зубаненко В. А. (на период временного отсутствия - ведущий специалист-эксперт отделения по определению наличия гражданства Российской Федерации отдела по вопросам гражданства УВМ ГУ МВД России Болдырева О. Л.).
Комиссия Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, принявшая оспариваемое решение, состояла из:
- председателя комиссии Рогового Н. М, заместителя начальника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
- заместителя председателя комиссии Силиной С.В, заместителя начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
- членов комиссии: Мадан Е. Ф, начальника отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
- Бурандасова В. В, начальника отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, проставления апостиля ГУ МЮ России по Санкт-Петербургу;
- Шерстобитовой И. А, доцента кафедры филологического образования Академии педагогического постдипломного образования, кандидат филологических наук;
- Соколовой Е. А, заведующей филологического образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования";
- секретаря комиссии Зубаненко В. А, главного специалиста-эксперта отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Таким образом, состав Комиссии, вопреки доводам апелляционной жалобы, соответствовал требованиям Приказа МВД РФ N 738 от 28.09.2017, который не содержит запрета на включение в состав комиссии должностных лиц иных государственных органов, а лишь указывает лиц, участие которых в деятельности комиссии обязательно, и Приказу ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 609 от 24.11.2017 "Об утверждении состава комиссии ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка".
Суд первой инстанции в решении также верно указал, что даже без учета голоса Б. В.В. решение является принятым, поскольку на наличие кворума данный голос не влияет.
Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства утверждены Приказом МВД России от 28.09.2017 N 738 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил, собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения уровня владения русским языком как иностранным.
В п. 11 Правил указано, что в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина: понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами; максимально полно понимать содержание, в частности, радио- и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы; уметь достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения; уметь демонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.
Судом первой инстанции в качестве свидетеля была допрошена членом Комиссии "... " представившая письменную и устную информацию в отношении Плешкова А.В. о прохождении им собеседования от 06.04.2018, в которой указала, что административный истец не справился с собеседованием, хотя перед ним была поставлена задача о знании русского языка на уровне 5-го класса, что свидетельствует о простоте поставленных вопросов.
Относительно поставленных вопросов членов Комиссии и полученных на них ответов свидетельствует содержание протокола заседания комиссии от 6 апреля 2018 года N 10.
Таким образом, административными ответчиками подтверждена законность и обоснованность принятого решения.
Представленное административным истцом заключение специалиста из АНО ДПО "Институт развития образования" относительно вопросов, которые были поставлены перед административным истцом членами Комиссии, не могло быть принято судом в качестве доказательства по делу, исходя из положений статьи 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие Плешкова А.В. с содержанием решения не свидетельствует об его незаконности, поскольку оно является обоснованным, принятого надлежащим составом комиссии, с соблюдением порядка и правил его принятия, регламентированных вышеприведенными нормативными актами.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемое решение прав административного истца не нарушает.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что иностранный гражданин, который не признан носителем русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании его носителем русского языка, но не ранее, чем по истечении одного года со дня принятия в отношении данного иностранного гражданина предыдущего решения о непризнании носителем русского языка
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.