Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ильичевой Е.В, Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2019 года дело N 2а-117/2019 по апелляционной жалобе Косаревой О. С. на решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2019 года по административному исковому заявлению Косаревой О. С. к администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, выслушав объяснения административного истца и его представителя Неманежина В.Ю, представителя административного ответчика Костенко Д.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Косарева О.С. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 29 августа 2018 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что более десяти лет проживает в Санкт-Петербурге, нуждается в улучшении жилищных условий. Обратилась к административному ответчику по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, в чем было отказано, как полагает административный истец, незаконно, поскольку административный ответчик незаконно связывает факт постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга с наличием постоянной регистрации.
Решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит указанное решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с "дата" по "дата" Косарева О.С. была зарегистрирована постоянно в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
В период с "дата" по настоящее время административный истец зарегистрирован постоянно в комнате жилой площадью 10,5 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 79,4 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", собственником которой является совместно с сестрой Акшенцевой Е.С... В комнате также зарегистрирован сын административного истца Косарев В.В..
"дата" Косарева О.С. обратилась в администрацию "адрес" Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее с сыном на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав, что проживают в комнате 10,5 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", на праве собственности имеет 1/8 долю в названной квартире, иного недвижимого имущества в собственности не имеет.
Решением жилищной комиссии от "дата" административному истцу в постановке на учет отказано, со ссылкой на отсутствие десятилетнего срока проживания в Санкт-Петербурге.
Письмом администрации "адрес" Санкт-Петербурга от "дата" N 08-23/50 административный истец проинформирован о принятом решении и основаниях его принятия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее также - Закон Санкт-Петербурга от "дата" N 407-65), указал на отсутствие правовых оснований для признания административного истца нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку представленными доказательствами факт постоянного проживания и регистрации истца на территории Санкт-Петербурга в течение десяти лет не подтвержден.
Данные выводы суда являются правильными.
Общий порядок и условия постановки граждан на жилищный учет определяются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом, в соответствии с п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при подаче заявления о принятии на учет является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от "дата" N 713 (далее - Правила) установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно п. 12 названных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Данная правовая позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что к моменту обращения в администрацию района срок проживания Косаревой О.С. в Санкт-Петербурге составлял менее 10 лет, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности отказа администрации района в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обстоятельства, связанные с осуществлением трудовой деятельности и прохождением обучения на территории Санкт-Петербурга, не могут рассматриваться в качестве бесспорного доказательства постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга более 10 лет в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях принимается администрацией района на основа документов, в силу закона подтверждающих факт постоянного проживания гражданина по определенному месту жительства. Правом устанавливать юридические факты, в том числе постоянного проживания на определенной территории, администрация района, вопреки доводам апелляционной жалобы, не наделена.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию стороны административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.