Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Петровой А.В.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-6235/2019 по апелляционной жалобе Трефилова Д. В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года по административному исковому заявлению Трефилова Д. В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан об отмене решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан - Ефимова И.Е, представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" - Русакович А.А, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трефилов Д.В. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан (далее - ИКМО Пулковский меридиан), в котором просил отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от "дата" N Р-28-2 о регистрации Белорусцева В. М, выдвинутого Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N.., отменить регистрации кандидата Белорусцева В.М..
В обоснование требований административного иска административный истец указал, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... Также решением ИКМО Пулковский меридиан от "дата" N Р-28-2 кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... зарегистрирован Белорусцев В.М. Однако, при регистрации Белорусцева В.М. кандидатом в депутаты нарушены требования Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку Региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" (далее по тексту - РО ПА "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко") был нарушен порядок выдвижения кандидатов в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва, а именно извещение, направленное в ИКМО Пулковский меридиан, не содержит сведений о конкретном времени и месте проведения конференции по выдвижению кандидатов. Кроме того, по мнению административного истца, кандидат Белорусцев В.М. не исполнил требования подп. "в" п.7ст.24 Закона Санкт-Петербурга, поскольку не представил в ИКМО Пулковский меридиан одновременно с представлением других документов, решение конференции Санкт-Петербургского РО ПА "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о выдвижении его кандидатом по многомандатному избирательному округу N...
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении требований административного иска отказано.
Дополнительным решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" с Трефилова Д.В. в пользу Белорусцева В.М. взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб.
В апелляционной жалобе Трефилов Д.В. просит отменить решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", полагая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Трефилов Д.В, представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии, заинтересованное лицо Белорусцев В.М. не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующим выводам.
Материалами дела и объяснениями участвующих в деле лиц в суде апелляционной инстанции подтверждается, что решением Муниципального Совета Муниципального округа Пулковский меридиан N 500 от 9 июня 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва на 08 сентября 2019 года. Решение о назначении выборов опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления муниципальный округ Пулковский меридиан за N 6 (103) от 9 июня 2019 года.
Трефилов Д.В. решением ИКМО Пулковский меридиан от 6 июля 2019 года N Р-56 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 142.
Белорусцев В.М. обратился к ИКМО Пулковский меридиан с заявлением от 24.06.2019, в котором выразил согласие избирательному объединению "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" баллотироваться кандидатом в депутаты на предстоящих 08 сентября 2019 года выборах депутатов Муниципального Совета Муниципального образования муниципального округа Пулковский меридиан шестого созыва по избирательному округу N 142.
03 июля 2019 года ИКМО Пулковский меридиан N Р-28 вынесено решение, которым отказано в регистрации Белорусцева В.М. кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N 117-19 решение ИКМО Пулковский меридиан от 03.07.2019 N Р-28 об отказе в регистрации кандидата отменено; на ИКМО Пулковский меридиан возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципального округа Пулковский меридиан шестого созыва.
17 июля 2019 года решением ИКМО Пулковский меридиан N Р-28-2 ИКМО Пулковский меридиан Белорусцев А.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 142.
В решении о регистрации кандидата указано, что ИКМО Пулковский меридиан не была надлежащим образом извещена о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов; в представленной выписке из протокола второго этапа 8-й Конференции Санкт-Петербургского РО ПА "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" не содержится информации о выдвижении кандидата по округу, указанному в заявлении о согласии баллотироваться, а также выявлена не полнота сведений о кандидате.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ указаны основания отказа в регистрации кандидата, в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований поименованного закона, иного закона (подпункт "в.1");
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного закона, иным законом (подпункт "в.2")
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции таких оснований не установил.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяя в статье 33 общие для всех видов выборов условия выдвижения кандидатов, предусматривает, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в порядке самовыдвижения, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке; соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункты 1 и 2).
Перечень документов, подлежащих предоставлению кандидатом в избирательную комиссию, указан в пункте 2.2 этой же статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Требование о заблаговременном извещении избирательной комиссии, исходя из смысла подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на проводимых политической партией мероприятиях, связанных с выдвижением кандидатов.
Санкт-Петербургским РО ПА "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в адрес ИКМО Пулковский меридиан "дата" были направлены уведомления, в которых содержалась информация о том, что РО ПА "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" проводит 21,25, "дата", 01,05, "дата" в 19 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".13, конференцию по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в том числе кандидатов в депутаты в ИКМО Пулковский меридиан.
Анализируя вышеуказанные уведомления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указание нескольких дат в уведомлениях не противоречит требованиям закона, а, следовательно, не имеется оснований для вывода о несоблюдении требований к уведомлению о рассмотрении вопроса выдвижении кандидатов.
Условия регистрации кандидатов определены статьей 33 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Регистрация кандидата в депутаты при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) может осуществляться соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 или пункта 16 статьи 38 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ.
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях"
Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в" пункта 14.5).
Разрешая требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Белорусцевым В.М. была представлена выписка из протокола Конференции Санкт-Петербургского РО ПА "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о выдвижении его кандидатом по многомандатному избирательному округу N...
Данный вывод суда не основан на материалах дела.
Из подтверждения о получении документов от "дата" следует, что Белорусцевым В.М. наряду с иными документами представлены решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата на 1 листе.
Исследованное в судебном заседании суда апелляционной инстанции сформированное личное дело Белорусцева В.М. свидетельствует об отсутствии в нем решения конференции Санкт-Петербургского РО ПА "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о выдвижении Белорусцева В.М. кандидатом по многомандатному избирательному округу N... ; имеется выписка из протокола второго этапа 8-й Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", в котором содержится решение о выдвижении избирательным объединением Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан по избирательному округу N.., среди которых Белорусцев В.М. не поименован.
Таким образом, отсутствует необходимый в силу подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ для регистрации кандидата документ.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку на момент первоначальной проверки избирательной комиссией документов кандидата и направления "дата" извещения о несоблюдении требований закона в представленных для регистрации документов, данный недостаток не выявлялся и не указывался, следовательно он отсутствует.
Действительно, "дата" ИКМО Пулковский меридиан в соответствии с п. 1.1 статьи 38 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ и п. 1 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... уведомила Белорусцева В.М. о выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствии документов, несоблюдении требований закона к оформлению документов, а именно: в заявлении о согласии баллотироваться указано название избирательного округа не соответствующее утвержденной схеме избирательных округов; представленное заявление о согласии баллотироваться не соответствует форме, утвержденной решением ИКМО Пулковский меридиан от "дата" N... ; финансовый отчет не содержит указания на то, первым или итоговым является; финансовый отчет не содержит указания на наименование субъекта Российской Федерации; в сведениях о размере и об источниках доходов не указан источник дохода в размере 1 592 053,36 руб, сведения об остатках на счетах указаны в иностранной валюте.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от "дата" N67-ФЗ и частью 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В пункте 2.3. определения Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N... -О-О разъяснено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от "дата" N67-ФЗ предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
По своему смыслу вышеприведенные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Вместе с тем, констатация Конституционным Судом Российской Федерации права кандидата устранить выявленные в документах недостатки - внести дополнения и уточнения в представленные документы, а также привести их оформление в соответствии требованиям законодательства - не предполагает возможности дополнительного представления документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, которые установлены статьей 33 Федерального закона от "дата" N67-ФЗ и статьей 22 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N...
Аналогичное по своему содержанию толкование приведенных норм закона и определения Конституционного Суда Российской Федерации приведены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N... АПГ13-11, от "дата" N... -АПГ13-8, от "дата"2 года N... -Г12-2, от "дата" N... -Г11-20, от "дата" N... -Г11-9 и других.
С учетом изложенного, возможность дополнительного предоставления в избирательную комиссию документов, ранее не представленных, законом не предусмотрена. При таких обстоятельствах, наличие либо отсутствие уведомления избирательной комиссии об отсутствии необходимого решения о выдвижении кандидатов избирательным объединением по соответствующим избирательным округам, не влечет возможность восполнения данного недостатки путем последующего их предоставления и, как последствие, возможность регистрации данного лица в отсутствии необходимого для регистрации документа. Иной подход являлся бы отклонением от принципа равенства кандидатов при реализации пассивного избирательного права.
Не может судебная коллегия согласиться также с выводом суда первой инстанции о том, что обстоятельства представления полного комплекта документов административным истцом, необходимых для регистрации, установлены решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии об отмене первоначального решения ИКМО Пулковский меридиан об отказе в регистрации, в связи с чем оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Белорусцева В.М. у административного ответчика не имелось.
В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ вышестоящая комиссия в случае поступления жалобы на решения комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения (подпункт "а"), отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу (подпункт "б"), отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (подпункт "в").
Действительно, в силу прямого указания федерального законодателя решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий (пункт 10 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ).
Между тем, Санкт-Петербургская избирательная комиссия, удовлетворяя жалобу кандидата и отменяя состоявшееся решение нижестоящией избирательной комиссии, не реализовала предоставленное ей подпунктом "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ право и решение о регистрации кандидата не приняла, возложив на ИКМО Пулковский меридиан обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата, следовательно, решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии по жалобе Белорусцева В.М. в силу приведенных федеральных правовых норм не может являться препятствием для вынесения последующего решения избирательной комиссии об отказе в регистрации названного кандидата, в случае наличия оснований для этого.
Из содержания решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятого по жалобе Белорусцева В.М, следует, что материалы личного дела данного кандидата из ИКМО Пулковский меридиан не истребовалось и не исследовалось на заседании рабочей группы, объяснения относительно наличия (отсутствия) в деле кандидата решения избирательного объединения о выдвижении его по соответствующему избирательному округу у председателя ИКМО Пулковский меридиан, иных членов комиссии, лица, обратившегося с жалобой, получены не были.
При таких обстоятельствах, оснований для вывода о том, что вопрос о наличии всех необходимых документов, в том числе решения о выдвижении, был исследован и оценен Санкт-Петербургской избирательной комиссией, не имеется.
С учетом того, что в силу положений статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ решения комиссии о регистрации (отказе в регистрации) кандидата принимаются коллегиально на ее заседании, в ходе которого исследуется, как комплектность, так и содержание представленных баллотирующимся лицом документов, то обстоятельство, что в подтверждении о принятии документов Белорусцева В.М. указано на представление решения органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата, не может свидетельствовать о предоставлении надлежащего решения, с учетом того, что на стадии принятия документов проверка содержания представленных документов не осуществляется.
Согласно подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Проанализировав содержание представленных Белорусцевым В.М. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан документов, судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, соблюдены заинтересованным лицом в полном объеме не были.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска не может быть признан законным и обоснованным, в связи с чем решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" и дополнительное решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" подлежат отмене, с принятием нового решения об отмене оспариваемого решения Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан по вышеприведенным причинам.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года, и дополнительное решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года отменить.
Отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от 17 июля 2019 года N Р-28-2 "О регистрации кандидата".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.