Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Бутковой Н.А.
Судей
Головкиной Л.А, Грибиненко Н.Н.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года апелляционную жалобу избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному делу N 2а-4210/2019 по административному иску Сотникова В. И. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка, председателю избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка Решетникову В.М. о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного истца - Фоминой А.А, административного ответчика председателя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка Решетникова В.М, выступающего также в качестве представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сотников В.И. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка N... 4 от "дата" об отказе в регистрации кандидатом в депутаты; обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая Речка (далее - ИКМО Красненькая Речка) зарегистрировать истца кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных требований истец Сотников В.И. указал, что "дата" ИКМО Красненькая речка приняла решение об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт- "адрес" Красненькая речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N.., которое административный истец считает незаконным, принятым с нарушением Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку все необходимые для выдвижения и регистрации заявителя кандидатом в депутаты документы были поданы в надлежащем виде, в установленные законом сроки. У комиссии не имелось законных оснований для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" административный иск Сотникова В.И. удовлетворен частично: признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка от "дата" об отказе в регистрации кандидатом в депутаты; на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт- "адрес" Красненькая речка возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Сотникова В. И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... в течение 5 дней с момента вступления в законную силу; сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ИКМО Красненькая речка просит решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от "дата" N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов Г. власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от "дата" N... ) обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах??, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N...
Как следует из материалов дела, решением ИКМО Красненькая речка от "дата" N... 3 отказано в регистрации Сотникова В.И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва по округу N.., поскольку кандидатом в депутаты не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... ; в заявлении о согласии баллотироваться установлено расхождение заявленной информации - в разделе "дата рождения" указана дата " "дата"", тогда как кандидат родился в 1961 году, кроме того не соответствуют адрес места жительства кандидата, где вместо "адрес" заявлении указан "адрес", не верно указаны серия паспорта, ИНН и номер диплома. В заявлении лица выразившего согласие гражданина баллотироваться кандидатом в депутаты напротив поля "Гражданство" указаны сведения "РФ", что предполагает возможное наличие гражданства иностранного государства и (или) вида на жительство. В представленном кандидатом заявлении напротив графы "сведения о судимости" имеется запись "нет", что не позволяет однозначно установить наличие или отсутствие судимости. В представленных сведениях о доходах в графе "Доходы за 2018 год. Источник выплаты дохода, сумма (руб.)" не указан источник дохода кандидата. Также не представлена справка об открытии специального избирательного счета. По результатам проверки подписных листов 8 подписей, представленных в поддержку кандидата, признаны недостоверными (или) недостоверными (7 подписей "дата внесения подписи избирателем" выполнены одним лицом, 1 запись имеет следы карандашной подготовки), что превышает 10 процентов от установленного числа подписей. Подписные листы выполнены с нарушениями установленных требований к изготовлению и оформлению, выразившимися в размещении на листе двух граф для сбора подписей вместо трех, а также указании полного адреса регистрации кандидата по месту жительства.
Кроме того, не предоставлено подтверждения изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда.
Согласно пункту 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата;
г) наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона;
д) отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом;
е) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей избирателей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей избирателей запрещен;
ж) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
з) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
и) сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
к) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Закона Санкт-Петербурга создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
л) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом Санкт-Петербурга предельного размера расходования средств избирательного фонда;
м) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом Санкт-Петербурга предельного размера расходования средств избирательного фонда;
н) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 45 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
о) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
п) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах либо в одномандатном (многомандатном) избирательном округе в порядке самовыдвижения или на основании выдвижения иным избирательным объединением;
р) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный настоящим пунктом, является исчерпывающим.
Анализируя положения пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в части объема подлежащих указанию данных об образовании лица, баллотирующегося кандидатом в депутаты, судебная коллегия приходит к выводу, что указанная норма предусматривает, что в заявлении о согласии баллотироваться необходимо указать только реквизиты документа, в котором содержаться сведения об образовании и сведения о квалификации. Ни Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Законом Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" на кандидата не возлагается обязанность указывать в заявлении о согласии баллотироваться сведения о самой квалификации, которую имеет кандидат, дополнительно к указанию сведений о профессиональном образовании, наименовании организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Сотников В.И. в заявлении о согласии баллотироваться указал сведения о профессиональном образовании - Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного З. Г. Университет имени Жданова, 1989 года (РВ N.., "правоведение"); ВК КГБ СССР, 1991 года (РВ N.., "Офицер с высшим специальным образованием"); "Северо-Западная Академия Г. Службы", 2009 года (ВСГ N.., " Г. и муниципальное управление"), что, исходя из положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ, является достаточным.
Из пункта 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N.., следует, что в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата (утвержденных Постановлением от 11 июня 2014 года N 235/1488-6) в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункт 1).
Из изложенного следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться на выборах определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, в частности, дипломом, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.
В подтверждение сведений об образовании Сотниковым В.И. представлены копии дипломов, в которых содержатся необходимые реквизиты и сведения о квалификации. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждены материалами дела.
Действительно, представленной в избирательную комиссию Сотниковым В.И. копией диплома Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного З. Г. Университета имени Жданова подтверждается неверное указание в заявлении номера диплома о высшем образовании, при иных верных данных. Кроме того, заявление о согласии баллотироваться на выборах Сотникова В.И. содержит технические описки в части указания года рождения, номера дома места жительства, серии паспорта, ИНН, что не оспаривалось административным истцом.
Между тем, данные обстоятельство не свидетельствует о правомерности оспариваемого решения, поскольку несоответствие действительности сведений, содержащихся в заявлении о согласии баллотироваться, федеральным законодателем не предусмотрено в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.
Административным истцом в заявлении о согласии баллотироваться в графе "гражданство", указано "РФ". Факт гражданства Российской Федерации Сотникова В.И. подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, серии 40 11 N.., выданным ТП N... отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе Санкт-Петербурга 29 декабря 2011 года, копия которого находится в материалах дела.
Как верно указано судом первой инстанции, дополнительное указание на отсутствие гражданства иностранного государства и (или) вида на жительство, с учетом отсутствия такого требования в законе, не требуется.
Как установлено пунктом 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В подпункте 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определено, что такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Сотников В.И. в заявлении о согласии баллотироваться указал напротив графы "сведения о судимости" - "нет", что свидетельствует об исполнении требований пункта 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46..
Согласно статье 23 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих окружных избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, проверке подлежат все представленные подписи избирателей, находящиеся в подписных листах.
Как установлено пунктом 12 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 недействительными признаются:
а) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей избирателей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, и(или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей избирателей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом;
и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом;
к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
м) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом;
н) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.
Как следует из подтверждения от "дата" Сотниковым В.И. в ИКМО Красненькая речка представлены подписные листы.
Согласно итоговому протоколу проверки подписей, предоставленных в листах поддержки кандидата в депутаты Сотникова В.И. от "дата", кандидатом представлено 18 подписей избирателей, из которых проверено 18 подписей и признаны недостоверными 8 подписей, в связи с чем в соответствии с подпунктом "ж" и "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N... имеются основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N... является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Сторонами по делу не оспаривалось, что при проверке представленных подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Сотникова В.И. ИКМО Красненькая речка руководствовалась заключением эксперта N Э12-19 от 6 июля 2019 года Автономной Некоммерческой Организации "Акцент-судебная экспертиза".
Как указано в части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Как указано пункте 2 раздела I Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановление ЦИК России от 13 июня 2012 N 128/986-6, к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России и Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, ФМС России и других Г. органов). Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
Судебная коллегия считает, что заключение эксперта N Э126-19 от 6 июля 2019 года Автономной Некоммерческой Организации "Акцент-судебная экспертиза" не может быть признано допустимым доказательством, поскольку указанная организация не вправе проводить проверку подписных листов.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что поскольку стороной административного ответчика в материалы дела не предоставлены подписные листы для проведения повторной проверки, для решения вопроса обоснованности исключения ряда подписей избирателей, в виду их утраты, ИКМО Красненькая речка не доказано, что решение ИКМО в части данного основания для отказа в регистрации является законным.
Как верно указано судом первой инстанции, ссылка административного ответчика, как на доказательство обоснованности решения в данной части, только на заключение эксперта, и на итоговый протокол проверки подписей, не обоснована, поскольку заключение допустимым доказательством по делу не является, из итогового протокола проверки подписей не усматривается в отношении каких конкретно подписей, каких конкретно лиц сделаны соответствующие выводы, а проверить данное обстоятельство не представляется возможным ввиду отсутствия подписных листов.
По указанным выше основаниям судебная коллегия считает незаконным решение ИКМО Красненькая речка также в части указания на выполнение подписных листов с нарушениями установленных требований к изготовлению и оформлению, выразившимися в размещении на листе строк для подписей избирателей, вместо трех, а также указании полного адреса регистрации кандидата по месту жительства.
Как установлено подпунктом "и" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-4613, недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом.
Указание в сведениях о проживании Сотникова В.И. в подписном листе излишней информации, равно как и количество строк для подписей избирателей, не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не свидетельствует о нарушении формы подписного листа, либо о нарушении принципа равенства кандидатов.
В силу пункта 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата. Оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата должна быть произведена до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата.
Судебная коллегия считает, что решение ИКМО Красненькая речка об отказе в регистрации Сотникова В.И. кандидатом в депутаты по основаниям не предоставления документа, подтверждающего факт оплаты подписных листов за счет средств избирательного фонда, также является незаконным, поскольку опровергается представленным в материалы дела подтверждением избирательной комиссии от 30 июня 2019 года, из которого следует, что ИКМО получено платежное поручение, при этом согласно платежному поручению N... от 27 июня 2019 года Сотниковым В.И. со специального счета произведена оплата 500 рублей по счету N... от 27 июня 2019 года за подписные листы односторонние.
Также не может быть признано законным решение ИКМО Красненькая речка от 8 июля 2019 года N 10.3 в части неисполнения Сотниковым В.И. обязанности предоставить справку об открытии специального избирательного счета, поскольку указанное требование не основано на положениях Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа Г. власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Приложением 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" утверждена форма предоставления сведений о размере и об источниках своих доходов (доходов супруга и несовершеннолетних детей), имуществе, принадлежащем мне (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.
Реализуя возложенные полномочия, решением ИКМО Красненькая речка от 10 июня 2019 года N4.2 аналогичная по содержанию форма была утверждена для предоставления кандидатами требуемых сведений.
Названное решение было опубликовано в газете "Красненькая речка" 10 июня 2019 года.
Установленная федеральным законом форма, как и форма, утвержденная решением ИКМО, содержат графу в которой подлежат указанию сумма дохода и источник выплаты этого дохода. Указание доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты, является обязательным.
Представленные Сотниковым В.И. сведения о размере и об источниках доходов, в нарушение приведенных положений, в графе "Доходы за 2018 год. Источник выплаты дохода, сумма (руб.)" не содержат указания на источник полученного кандидатом дохода.
Таким образом, проанализировав содержание представленных Сотниковым В.И. в ИКМО Красненькая речка документов, судебная коллегия приходит к выводу, что в них отсутствуют необходимые в силу закона сведения, что в силу подпункта "д" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 достаточным основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, что судом первой инстанции при принятии решения об удовлетворении требований административного иска учтено не было.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об удовлетворении требований Сотникова В.И. о признании незаконным ИКМО Красненькая речка от 9 июля 2019 года N11.3 об отказе регистрации в качестве кандидата не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, обжалуемый судебный акт подлежит отмене. В иске надлежит отказать по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года отменить.
В удовлетворении требований административного иска Сотникова В. И. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка, председателю избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка Решетникову В.М. о признании незаконным решения - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.