Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М, Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2019 года дело N 2а-7387/2018 по апелляционной жалобе Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2018 года по административному исковому заявлению Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу о признании незаконным предписания и представления.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителей административного истца - Полочанской Л.П, Царенковой Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить предписание N... от "дата" и представление N... от "дата" Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с "дата" по "дата" Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, "адрес"м Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу была проведена проверка соблюдения Местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам проверки на основании акта проверки было выдано предписание от "дата" N... и представление от "дата" N... об устранении нарушений законодательства. Предписанием на административного истца возложена обязанность произвести следующие действия: 1. Устранить нарушения законодательства Закона РФ от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; СанПин 2. "дата"-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы"; пункта 8.2.5 СанПин2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; пункта 2.2.3 СанПин 42-128-9690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест". 2. Провести мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среды, обеспечить размещение контейнерных площадок, в том числе по адресам: Рябиновая улица, "адрес" Новосельковская ул. "адрес" по согласованию с районным архитектором. 3.
Обеспечить санитарно-эпидемиологическую оценку используемых в работах по озеленения почв по данным санитарно-химического бактериологического паразитологического и эпидемиологического исследований. 4.Прекратить нарушения обязательных требований статей 12, 21, 32 Федерального закона, СанПин 2. "дата"-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы"; пункта 8.2.5 СанПин 2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; пункта 2.2.3 СанПин 42-128-9690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" в части отсутствия производственного лабораторного контроля почвы на санитарно-химические, микробиологические, паразитологические показатели; удаления от жилых домов, согласования размещения контейнерных площадок с районным архитектором. 5. Устранить выявленные нарушения обязательных требований: обеспечить размещение контейнерных площадок по согласованию с районным архитектором; обеспечить санитарно-эпидемиологическую оценку используемых в работах по озеленению почв по данным санитарно-химического, бактериологического паразитологического и эпидемиологического исследований. Уставом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург муниципальный округ Коломяги административный истец наделен полномочиями по оборудованию контейнерных площадок на дворовых территориях. Полномочиями по установке, размещению и согласованию с районным архитектором контейнерных площадок административный истец не наделен.
Как указывает административный истец, Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" не участвовала в размещении контейнерных площадок по адресам: Рябиновая улица, "адрес" Новосельковская улица, "адрес", не располагает актами ввода в эксплуатацию контейнерных площадок, не является застройщиком вышеуказанных площадок (территорий), не являлась и не является балансодержателем данных объектов, что подтверждается справкой от "дата" N б/н. В соответствии со схемой, представленной председателем ТСЖ по адресу: Новосельковская улица, "адрес", расположение контейнерных площадок было согласовано с Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в 2003 году при планировании застройки. Контейнерная площадка, относящаяся к дому 16 по "адрес" расположена без нарушения 20 метровой зоны, то есть без нарушения требований СанПин 2. "дата"-10 и ст. 12 Федерального закона N 52-ФЗ от "дата".
Требование повторного согласования размещения уже существующих контейнерных площадок с районным архитектором является необоснованным. В части касающегося требования по разработке порядка размещения контейнерных площадок: административный истец на наделен полномочиями по разработке порядка размещения контейнерных площадок (элемента благоустройства) на территории муниципального образования; в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от "дата" N... "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" подготовка и утверждение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, в которых закрепляется перечень мероприятий по размещению элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, относятся к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области благоустройства; в соответствии с п. 14-1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N... "О Правилах благоустройства на территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" размещение элементов благоустройства (элементов внешнего благоустройства), согласованное Комитетом по градостроительству и архитектуре в соответствии с законодательством в области благоустройства, действовавшим до утверждения Правил, не подлежит повторному согласованию, если в отношении элементов благоустройства (элементов внешнего благоустройства) осуществлена приемка в случаях, предусмотренных указанным законодательством. Заключением испытательной лаборатории торфа и продуктов его переработки ООО "ВНИИТП-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ Ц." установлено, что почва чистая, предназначена для устройства газонов и для посадок. Административный истец считает, что факт несоответствия обязательным требованиям их деятельности не установлен, с учетом этого, требования предписания и представления являются незаконными и не подлежащими исполнению.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" требования административного иска удовлетворены частично; признано незаконным и отменено предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу N... от "дата", представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу N... от "дата" в части возложения обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической оценки используемых в работах по озеленению почв по данным санитарно-химического, бактериологического, микробиологического, паразитологического, энтомологического, эпидемиологического исследований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда в части отказа в удовлетворении административного иска и принятии нового об удовлетворении требований в полном объеме.
Административный ответчик, заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении N... Приморского районного суда Санкт-Петербурга, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, "дата" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу было издано распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги", задачей которой являлся надзор за соблюдением обязательных требований законодательства санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на предмет соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований в период с "дата" по "дата".
О проведении проверки административный истец был извещен "дата", что подтверждается имеющеймся в материалах административного дела телеграммой с отметкой о ее получении, а также подтверждено представителем административного истца в судебном заседании суда первой инстанции "дата".
"дата" заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, "адрес"х Пацюк Н.А. составлен акт проверки N.., на основании которого Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" выдано предписание N... от "дата", с указанием перечня подлежащих устранению нарушений.
В предписании начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, "адрес"м - главного государственного санитарного врача по Приморскому, Петроградскому, Курортному, "адрес"м Мякишевой С.Н. N... от "дата" на Местную администрацию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" возложена обязанность устранить нарушения законодательства - Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2. "дата"-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", п. 8.2.5 СанПин 2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 2.2.3 СанПин 42-128-9690/88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" - срок исполнения - "дата"; провести мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, обеспечить размещение контейнерных площадок, в том числе, по адресам: Рябиновая ул, "адрес", Новосельковская ул, "адрес" по согласованию с районным архитектором, срок исполнения - "дата"; обеспечить санитарно-эпидемиологическую оценку используемых в работах по озеленению почв по данным санитарно-химического, бактериологического, паразитологического, энтомологического исследований, срок исполнения - "дата"; прекратить нарушения обязательных требований статей 12.21.32 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2. "дата"-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", п. 8.2.5 СанПин 2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 2.2.3 СанПин 42-128-9690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" в части отсутствия производственного лабораторного контроля почвы на санитарно-химические, микробиологические, паразитологические показатели, удаления от
жилых домов, согласования размещения контейнерных площадок с районным архитектором, устранить выявленные нарушения обязательнх требований: обеспечить размещение контейнерных площадок по согласованию с районным архитектором, санитарно-эпидемиологическую оценку используемых в работах по озеленению почв по данным санитарно-химического, бактериологического, паразитологического и эпидемиологического исследований.
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, "адрес"м - главного государственного санитарного врача по Приморскому, Петроградскому, Курортному, "адрес"м Мякишевой С.Н. N Ю 78-05-18/677 по делу об административном правонарушении от "дата" Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.6.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб... Основанием для привлечения к административной ответственности, как следует из постановления о привлечении к административной ответственности, явились результаты вышеуказанной проверки.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу было вынесено представление N... от "дата" об устранении причин и условий, способствовавших совершению вышеуказанного административного правонарушения, в котором административному истцу предложено 1. безотлогательно рассмотреть данное представление; 2. принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению нарушений впредь: обеспечить создание порядка размещения контейнерных площадок на территории муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, предусматривающего согласование с районным архитектором; обеспечить санитарно-эпидемиологическую оценку используемых в работах по озеленению почв по данным санитарно-химического, бактериологического, паразитологического и энтомологического исследований; 3. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в создании предпосылок к совершению административного правонарушения; 4. О выполнении представления необходимо сообщить в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петребургу по Приморскому, Петроградскому, Курортному, "адрес"м в соответствии с ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ, в установленный законом месячный срок, по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", каб. 45.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в том числе надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (пункты 5.1, 5.1.1 Положения).
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Закон N 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
В соответствии с п. 2.1 ст. 12 Закона N 52-ФЗ, в целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в томчисле входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от "дата" N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Частью 7 статьи 46 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от "дата" N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статьей 44 названного Федерального закона предусмотрено, что федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства.
Общий порядок проведения плановых проверок установлен положениями Федерального закона от "дата" N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом предписание по результатам проверки должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному акту и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Правоотношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения урегулированы Федеральным законом от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с абзацами сорок вторым и пятьдесят пятым статьи 5 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами и правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от "дата" N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, в частности, что при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства должны соблюдаться санитарные правила.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
По пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Этим нормам корреспондирует и предусмотренное Методическими рекомендациями, утвержденными Приказ Минстроя России от "дата" N 711/пр, правило о том, что требования к обустройству контейнерных площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 6.12.5.2 Методических рекомендаций).
Основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, установлены санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР "дата" (далее по тексту - СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с пунктом 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с пунктом 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "дата" N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Вывод суда о том, что контейнерная площадка по адресу: Санкт-Петербург, Новосельковской улица, "адрес", размещена на ненадлежащем расстоянии от жилых домой не подтверждается материалами административного дела.
Из материалов проверки не усматривается нарушение санитарного разрыва, то есть несоблюдения установленных расстояний до контейнерной площадке, расположенной по адресу: СПб, Новосельковская улица, "адрес".
Доводы административного истца о том, что указанная выше контейнерная площадка расположена без нарушения 20 метровой зоны, то есть без нарушения требований СанПин, административным ответчиком не опровергнуты, а напротив подтверждаются представленными в материалы административного дела ответом администрации "адрес" Санкт-Петербурга от "дата" и актом осмотра территории "дата" Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги".
В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2), а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты "а", "б" и "в" пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 этой же статьи, - на административного ответчика (часть 11 сататьи 226Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материала проверки, представленного по запросу суда апелляционной инстанции административным ответчиком, не усматривается, на основании каких данных проверяющим органом сделан вывод о несоблюдении расстояния от контейнерной площадки по вышеуказанному адресу до жилых зданий. Данные натурных измерений, фотофиксации в материалах проверки отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие иных доказательств, опровергающих содержащийся в предписании и представлении вывод относительно нарушения требований СанПиН 2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" применительно к контейнерной площадке, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Новосельковской улица, "адрес", оснований для вывода о законности и обоснованности оспариваемых решений в данной части у суда первой инстанции не имелось.
Относительно требований, содержащихся в оспариваемых предписании и представлении в отношении контейнерной площадки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Рябиновая ул, "адрес", судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Как следует из материалов дела, расстояние от контейнерной площадки до угла дома по адресу: "адрес", действительно составляет 13-15 м, что не соответствует нормам СанПиН.
Как усматривается из материалов административного дела многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Рябиновая ул, "адрес", был построен в 2006 году, введен в эксплуатацию в 2007 году, что, в частности, следует из ответа администрации "адрес" Санкт-Петербурга от "дата".
Статьей 13.3 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и должна включать в себя данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации).
Пунктом 9 ч.2 ст.10 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципального образования муниципального округа Коломяги относится осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее, в том числе, оборудование контейнерных площадок на дворовых территориях.
Частью 1.1 ст. 17 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Деятельностью по реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, разграничение полномочий между органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в сфере регулирования благоустройства в Санкт-Петербурге урегулирована Законом Санкт-Петербурга от "дата" N... "О благоустройстве в Санкт-Петербурге".
В целях настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
объект благоустройства - территория, земельный участок независимо от
формы собственности, а также фасад некапитального нестационарного строения и сооружения, объекта капитального строительства;
элемент благоустройства - декоративное, техническое, планировочное, конструктивное устройство, элемент озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малая архитектурная форма, некапитальное нестационарное строение и сооружение, информационный щит и указатель, которые применяются как составные части благоустройства территории.
Как следует из ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге", проект благоустройства - документация, разрабатываемая для размещения элементов благоустройства на объекте благоустройства, содержащая материалы в текстовой и графической форме.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N... утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Согласно данных Правил, к работам по благоустройству территории Санкт-Петербурга относятся: проектирование благоустройства; размещение элементов благоустройства; содержание объектов благоустройства; содержание и ремонт элементов благоустройства.
В соответствии с подпунктом 2.4.7 пункта 2 Приложения N... к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга коммунально-бытовое оборудование (включая контейнеры, урны, наземные блоки систем кондиционирования и вентиляции) является элементами благоустройства Санкт-Петербурга.
Для целей настоящих Правил контейнерная площадка - это специально оборудованная площадка, предназначенная для установки необходимого количества контейнеров для временного накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.7 Правил).
В соответствии с пунктом 1.1. Приложения N... к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга проектирование благоустройства осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от "дата" N... "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" и Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Заказчиками проектов благоустройства, лицами, осуществляющими проектирование благоустройства, являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели (пункт 1.2 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга).
Согласно п. 2.3.5.7.6. Приложения N 3 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 961 от "дата", регулирующего установку коммунально-бытового оборудования, разработка проектных решений контейнеров осуществляется исключительно в зонах, предназначенных для их размещения в соответствии с планировкой объекта благоустройства. Места размещения контейнеров оборудуются в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями и отделяются от зон, предназначенных для размещения спортивного и детского оборудования, техническим ограждением и элементами озеленения. Ширина зоны элементов озеленения составляет не менее 1 м.
Согласно п. 3.10. Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N 1098, администрация района обладает следующими полномочия и функции в сфере благоустройства и обращения с отходами:
3.10.1. Организовывать в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила благоустройства), содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц.
3.10.2. Организовывать в соответствии с Правилами благоустройства проектирование благоустройства на территории района в целях реализации полномочия Администрации, указанного в пункте 3.10.1 настоящего Положения.
3.10.3. Организовывать благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения выявления самовольно размещенных элементов благоустройства на земельных участках, расположенных на территории района, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и(или) государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если территория, земельный участок не находятся во владении третьих лиц и их содержание не относится к полномочиям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или органов местного самоуправления.
3.10.4. Организовывать благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.
Таким образом, административный истец с учетом особенностей осуществления местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербург не наделен полномочиями по самостоятельному решению вопросов относительно определения мест размещения контейнерных площадок (элемента благоустройства) на территории муниципального образования.
Применительно ко вменяемому административному истцу оспариваемыми решениями нарушению, следует учесть, что пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР "дата" N 4690-88, содержащим аналогичные пункту 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" требования о том, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м, также предусмотрена необходимость согласовывать размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Таким образом, приведенная норма допускает в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения предусмотренных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), что не противоречит требованиям СанПиН 2. "дата"-10.
Согласно информации, представленной администрацией "адрес" Санкт-Петербурга (ответ за подписью заместителя главы администрации "адрес" Санкт-Петербурга от "дата" N... ) комиссия по определению места размещения контейнерной площадки (для переноса площадки в соответствии с нормами СанПиН) состоялась "дата". Место для переноса площадки было согласовано с Комитетом по градостроительству и архитектуре.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает вывод суда о законности оспариваемых решений в части возложения на административного истца обязанности осуществить согласование размещения контейнерных площадок с районным архитектором не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и действующему нормативному регулированию в данной области.
Оспариваемое представление от "дата" N... также
не может быть признано законным в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.29.13 КоАП РФ суд, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Из приведенных норм КоАП РФ следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выносится в случае установления факта совершения административного правонарушения и на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения производно от установленного в законном порядке факта совершения надлежащим субъектом административного правонарушения, а также принимая во внимание, что решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу об административном правонарушении N... установлено отсутствие в постановлении NФ 78-05-18/677 от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги", вынесенном начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, "адрес"х - главным государственным санитарным врачом по "адрес" Мякишевой С.Н, обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, мотивированного решения по делу, в связи с чем указанное постановление о привлечении к административной ответственности отменено, то при отсутствии установленного в порядке, определенном КоАП РФ, факта совершения субъектом административного правонарушения, возможность вынесения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, законом не предусмотрена.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении требований административного иска Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене предписания и представления, не может быть признано законным и подлежит отмене, с изложением резолютивной части решения в иной редакции.
С выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований административного иска судебная коллегия полагает возможным согласиться.
В соответствии с ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения относятся установка, содержание и ремонт ограждений газонов, озеленение территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, в том числе организация работ по компенсационному озеленению, осуществляемому в соответствии с законом Санкт-Петербурга, содержание, включая уборку, территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, в том числе расположенных на них элементов благоустройства, ремонт объектов зеленых насаждений и защита зеленых насаждений в границах указанных территорий, проведение паспортизации территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения на территории муниципального образования, включая проведение учета зеленых насаждений искусственного происхождения и иных элементов благоустройства, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения, организация санитарных рубок, а также удаление аварийных, больных деревьев и кустарников в отношении зеленых насаждений общего пользования местного значения, создание (размещение) объектов зеленых насаждений на территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения.
Вместе с тем, обеспечение санитарно-эпидемиологической оценки используемых в работах по озеленению почв по данным санитарно-химического, бактериологического, микробиологического, паразитологического, энтомологического, эпидемиологического исследований, законом к вопросам местного значения не отнесено, о чем был верно сделан вывод судом первой инстанции.
Суд первой инстанции также правомерно учел не опровергнутое в установленном законом порядке административным ответчиком заключение испытательной лаборатории ООО "ВНИИТП - Испытательный Ц." от "дата" N... о том, что почва, используемая Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" для устройства газонов и посадок, чистая, предназначена для устройства газона, цветников и других объектов ландшафтного озеленения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требований административного иска Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене предписания и представления.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Признать незаконными предписание N... и представление N.., вынесенные "дата" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (Территориальный отдел в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районам) в адрес Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Коломяги".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.