Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., судей Осиповой А.А., Кычкиной Н.А., при секретаре Алексеевой В.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело
по апелляционной жалобе истца на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2019 года, которым по делу по исковому заявлению Маркова Р.А. к администрации муниципального образования "Алданский район", администрации муниципального образования "Город Алдан" о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда,
п о с т а н о в л е н о :
В удовлетворении исковых требований Маркова Р.А. к администрации муниципального образования "Алданский район", администрации муниципального образования "Город Алдан" о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты по государственной подпрограмме РС (Я) "Обеспечение жильём молодых семей", компенсации морального вреда, возврате госпошлины отказать.
Заслушав доклад судьи Кычкиной Н.А, объяснения истца Маркова Р.А, представителя ответчика администрации МО "Город Алдан" Головачевой Н.В, судебная коллегия
установила:
Марков Р.А. обратился в суд с иском к администрации МО "Алданский район", администрации МО "Город Алдан" о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда. В обосновании иска указано, что 22 января 2018 г его заявление о включении в состав участников муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей на 2016-2020гг" было зарегистрировано. 26 ноября 2018 г в его адрес направлено письмо, исходя из которого семья Маркова Р.А. исключена из участников программы, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ. Действительно, 24 ноября 2017 г его семья продала квартиру площадью ******** кв.м, и переехала на съемную, но не для участия в программе, а вынужденно, из-за непригодности проживания, связанной с переоборудованием квартиры сверху под цех по переработке мяса и рыбы, для погашения кредитных обязательств на общую сумму 2063576 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в котором просит отменить решение суда в и принять по делу новое решение, указывая, что судом нарушены нормы материального права, неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что ответчиком не доказана намеренность действий истца по ухудшению жилищных условий. Также суд необоснованно отказал в вызове свидетелей.
В возражении на апелляционную жалобу представитель администрации МО "Алданский район" Шатрова Л.В. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку семья истца не соответствует требованиям участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
В суд апелляционной инстанции не явились ответчик администрация МО "Алданский район", третье лицо Маркова Е.С, которые о дате времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Третье лицо Маркова Е.С. просила суд рассмотреть дело без ее участия.
На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Истец Марков Р.А, представитель Администрации МО "Город Алдан" Головачева Н.В. приняли участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи через Алданский районный суд РС(Я).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения истца Маркова Р.А, представителя ответчика администрации МО "Город Алдан" Головачевой Н.В, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2016 г. N 95 в целях обеспечения реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РС (Я) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы", утвержденной Указом Президента РС (Я) от 12 октября 2011 г. N 977 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы", в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, проживающая в Республике Саха (Якутия) и соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящего Порядка; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6 Порядка).
В целях настоящего Порядка под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (п. 7 Порядка).
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного п. 40 настоящего Порядка срока (15 рабочих дней) представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящего Порядка, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям п. 48 настоящего Порядка.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III норма предоставления жилой площади на всей территории Республики Саха (Якутия) составляет: 18 кв. м. на одного человека; 32 кв. м. - на одиноко проживающего человека.
Судом установлено, что Марков Р.А. и Маркова Е.С. действуя в своих интересах и интересах своих детей, 22 января 2018 г обратились с заявлением о включении в состав участников Муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 гг".
13 ноября 2018 г Марков Р.А. обратился с заявлением о предоставлении сведений о номере в списке семей на получение социальной выплаты.
26 ноября 2018 г истцу дан ответ о том, что после проверки документов установлено, что семья истца не может претендовать на субсидию, т.к. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. намеренными действиями ухудшила свои жилищные условия.
Согласно протоколу N... о рассмотрении документов и формировании предварительного списка участников Муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 гг" от 26 ноября 2018 г комиссия рассмотрев документы заявителей вышеуказанной подпрограммы, установила, что семья Маркова Р.А. не соответствует условиям подпрограммы.
Из материалов дела видно, что семья Маркова Р.А. имела в собственности жилые помещения: дом по адресу:.., площадью ******** кв.м. (общая долевая собственность), приобретенный 25 ноября 2014 г по договору купли-продажи, право собственности прекращено у Маркова Р.А. и Марковой Е.А. 11 января 2018 г. в связи с дарением своих долей несовершеннолетним дочерям; квартиру по адресу:.., общей площадью... кв.м. (общая долевая собственность), приобретенную 17 сентября 2012 г, право собственности прекращено в связи с продажей указанной квартиры 27 ноября 2017 г.
По состоянию на 27 ноября 2017 г семья Маркова Р.А. имела в собственности два жилых помещения общей площадью ******** кв.м. на 4 членов семьи ( ******** кв.м на каждого), т.е. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, либо улучшения жилищных условий не являлась.
Судом установлено, что семья Маркова Р.А. за несколько месяцев до обращения с заявлением об участии подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" произвела действия по ухудшению своих жилищных условий, путем продажи жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу:...
В январе 2018 г истец и его супруга подарили свои доли в праве собственности на жилое помещение - дом, по адресу:... несовершеннолетним дочерям.
Факт отчуждения жилых помещений, имеющихся в собственности, в течение последних 5 лет, предшествующих обращению с заявлением 22 января 2018 г, истец Марков Р.А. не отрицает.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу, что при отчуждении имущества истцом были совершены действия, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий, в результате которых семья истцов могла бы быть признана в последующем участниками вышеуказанной подпрограммы.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в признании семьи Марковых участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 г.г." является правомерным, в связи с чем, обоснованно отказал в исковых требованиях.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно отказал в вызове свидетелей является несостоятельным, поскольку из протокола судебного заседания от 13 мая 2019 г. следует, что ходатайство Маркова Р.А. о вызове свидетелей от 23 апреля 2019 г. было судом разрешено, свидетели не вызывались, так как проводится предварительное судебное заседание. При рассмотрении дела по существу в судебном заседании 24 мая 2019 г. истцом ходатайств о вызове свидетелей заявлено не было.
Кроме того, согласно части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В данном случае суд счел достаточным для разрешения спора собранный по делу объем доказательств и дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В. Пухова
Судьи: А.А. Осипова
Н.А. Кычкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.