Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Семеновой Л.А,
с участием представителя административного истца Сивцевой А.И, представителя Окружной администрации г.Якутска Еремеевой Л.П,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда от 25 июня 2019 года по делу по административному иску СОНТ "Харысхал" к МКУ "Агентство земельных отношений" ГО "г.Якутск", Окружной администрации г.Якутска о признании незаконными действий по не предоставлению земельного участка для ведения садоводства, возложении обязанности изыскать и предоставить земельный участок, соответствующий требованиям Градостроительного кодекса РФ, для ведения садоводства, которым
постановлено:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконными действия Окружной администрации г.Якутска, выразившиеся в не предоставлении СОНТ "Харысхал" земельного участка для ведения садоводства.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска устранить допущенное нарушение путем изыскания и предоставления СОНТ "Харысхал" для ведения садоводства земельного участка, соответствующего требованиям земельного и градостроительного законодательства, иных действующих нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
СОНТ "Харысхал" обратилось в суд с административным иском к Окружной администрации г.Якутска об оспаривании действий. Требования мотивированы тем, что СОНТ "Харысхал" создано в 2017г. для содействия его членам в решении общих социально-хозяйственных задач, в том числе, для обеспечения земельными участками инвалидов. Члены товарищества в период 2017-2019гг. неоднократно обращались в Окружную администрацию г.Якутска с заявлениями о предоставлении земельного участка для ведения садоводства, по которым последовали отказы по различным основаниям, с чем товарищество не согласно. Указывает, что инвалиды являются социально незащищенной категорией граждан, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка, со стороны ответчиков действия по непосредственному обеспечению земельным участком не производятся, бездействие органа местного самоуправления нарушает их права и законные интересы. Просит суд признать отказ незаконным, и обязать административных ответчиков устранить допущенное нарушение.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе представитель Окружной администрации г.Якутска просит отменить решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. Считает, что бездействия со стороны ответчика не допущено, поскольку переписка с товариществом ведется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Судом установлено, что члены СОНТ "Харысхал" являются инвалидами либо родителями несовершеннолетних детей-инвалидов, состоящими в льготной очереди на получение земельного участка в первоочередном порядке и не получившими в индивидуальном порядке земельного участка. Данные граждане объединились в некоммерческое объединение для реализации своих прав и представления своих интересов данным юридическим лицом. Члены товарищества состоят в льготной очереди на получение земельного участка для садоводства, огородничества и дачного строительства, начиная с 2014г.
В период с 2017г. по 2019г. СОНТ "Харысхал" неоднократно обращался в органы местного самоуправления о предоставлении земельного участка для садоводства с просьбой оказать содействие в изыскании подходящего земельного участка.
В 2017г. товарищество обратилось к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в с.Тулагино на 50 членов товарищества.
При этом административный ответчик обязал товарищество представить списки членов товарищества для идентификации порядкового номера в списке граждан, нуждающихся в земельном участке для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, также представить правоустанавливающие документы на земельный участок (договор аренды / свидетельство о государственной регистрации), при отсутствии которых рассмотрение вопроса изменения вида разрешенного использования с зоны Л-1 (зона городских лесов) на зону С-2А (зона объектов сельскохозяйственного назначения) и внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка не является возможным, предоставить разработанный за свой счет проекты планировки и межевания территории товарищества. При этом указано, что границы СОТов определяются правлением объединения на основании правоустанавливающих документов о выделении земельного участка, постановка на государственный кадастр недвижимости также является обязанностью самих СОТов. При предоставлении границ земельного участка вопрос об изменении территориальной зоны будет рассмотрен на заседании комиссии по Правилам землепользования и застройки.
Письмом от 02 июля 2018г. Управления архитектуры и градостроительной политики ОА г.Якутска отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка - в связи с несоответствием предполагаемого изменения территориальной зоны генеральному плану г. Якутска.
18 июля 2018г. административным истцом направлено обращение с просьбой предоставить другой земельный участок с зоной С-2А, который можно оформить для СОНТ "Харысхал".
Письмом от 16 августа 2018 г. указано о том, что испрашиваемый земельный участок по адресу:... расположен в территориальной зоне Л-1. По итогам личного приема председателя СОНТ "Харысхал" принято решение по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.Якутска в части изменения территориальной зоны с Л-1 на С-2А и разработать в последующем проект межевания территории данного и провести работу по уточнению членов товарищества. После изменения зоны, а также утверждения проекта межевания территории рекомендовано обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом другой земельный участок товариществу не предоставляется.
Письмом от 07 декабря 2018г. сообщили о том, что от Министерства экономического развития РФ повторно получено отрицательное заключение, после устранения замечаний утверждение внесения изменений в генеральный план будет рассмотрен в течение 2019г.
21 ноября 2018г. СОНТ "Харысхал" обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка по.., кадастровый квартал N.., с изменением территориальной зоны с С-1 на С-2А, ввиду несогласования предыдущего земельного участка.
20 декабря 2018г. последовал отказ, поскольку испрашиваемый участок расположен территориальной зоне С-1, где градостроительные регламенты не подлежат установлению и зона не может быть изменена до внесения изменений в генеральный план г.Якутска. Аналогичный ответ дан письмом от 15 февраля 20189г.
Письмом Окружной администрации г.Якутска от 25 февраля 2019г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу:.., для ведения садоводства ввиду несоответствия градостроительному зонированию.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 11 марта 2019г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу:.., для использования под садоводство в связи с тем, что границы запрашиваемого участка расположены в границах объектов охраны природных и исторических территорий, также в зоне с особыми условиями использования: объектов электросетевого хозяйства, объектов системы водоснабжения, объектов системы газоснабжения.
В силу положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия административных ответчиков в предварительном согласовании предоставления земельного участка СОНТ "Харысхал". С момента постановки на льготную очередь (начиная с 2014г.) члены товарищества, имеющие право на предоставление в первоочередном порядке земельного участка, до настоящего времени не смогли реализовать данное право.
Отсутствие в период с 2017г. по 2019г. фактического предоставления земельного участка кооперативу безусловно свидетельствует о допущенном администрацией бездействии. Орган местного самоуправления, заведомо зная об отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок у кооператива, а также о расположении земельного участка в территориальной зоне Л-1, и о невозможности изменения указанной территориальной зоны ввиду несоответствия такого изменения генеральному плану г.Якутска, фактически поручил административному истцу разработку проекта планировки и межевания этого земельного участка за свой счет. После отказа в утверждении данного проекта административный ответчик предпринял попытку внести изменения в генеральный план города, однако данные изменения ввиду наличия недостатков по настоящее время не согласованы Министерством экономического развития РФ.
Таким образом, вопреки положениям ст.226 КАС РФ, обязывающей административного ответчика доказать законность оспариваемого бездействия либо его отсутствие, Окружной администрацией г.Якутска не представлено достаточных достоверных доказательств в опровержение доводов административного иска о незаконном бездействии.
При этом действующим законодательством именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, следовательно, принимая во внимание тот факт, что инвалиды являются социально незащищенной категорией граждан, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка, бездействие, требования удовлетворены обоснованно.
Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют, поскольку доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не основаны на нормах материального права, подлежащих применению в данном деле.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 25 июня 2019 года по делу по административному иску СОНТ "Харысхал" к МКУ "Агентство земельных отношений" ГО "г.Якутск", Окружной администрации г.Якутска о признании незаконными действий по не предоставлению земельного участка для ведения садоводства, возложении обязанности изыскать и предоставить земельный участок, соответствующий требованиям Градостроительного кодекса РФ, для ведения садоводства оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Оконешникова М.М.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.