Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Алексеевой В.Ш,
с участием прокурора Никонова В.В.
с участием истца Чирикова М.С, представителя истца Горбуновой Л.С, представителя ответчика Паскал Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Оймяконского районного суда РС (Я) от 20 июня 2019 года по делу по административному исковому заявлению Чирикова Михаила Сергеевича к Администрации Муниципального образования "Оймяконский улус (район)" о признании незаконными действия об отказе в предоставлении жилищного сертификата, возложении обязанности предоставления социальной выплаты для обеспечения молодых семей, выдаче сертификата на приобретение жилья и погашения ипотечного кредита многодетной семье, которым
постановлено:
Административный иск Чирикова Михаила Сергеевича оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Чириков М.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в административном исковом заявлении о том, что в 2016 году подал в Администрацию Муниципального образования "Оймяконский улус (район)" документы, на основании которых его семья была включена в список участников муниципальной целевой программы "Обеспечение молодых семей жильем 2017-2019 годы", однако в 2018 году решением комиссии ему было отказано в предоставлении жилищного сертификата в виду отсутствия документов, подтверждающих признание его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2019 году ему повторно отказали в предоставлении социальной выплаты, с чем он не согласен, считает решение комиссии незаконным, нарушающим права и законные интересы его семьи.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Представитель ссылается на то, что семья истца соответствует требованиям пункта 6 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 11 апреля 2018 года N 100, что в установленном порядке была признана нуждающейся в жилье и оснований для исключения из списка участников программы не имелось.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подпунктов "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323 была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (впоследствии - Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710).
В рамках данной государственной программы была разработана федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в составе которой в целях государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, выделена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложение N 4 к данной подпрограмме содержит Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
Правительство Республики Саха (Якутия) 11.04.2018 г. приняло постановление N 100 "О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)", которым утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации указанной программы на 2018-2022 годы (далее - Порядок).
Согласно п.2 Порядка социальная выплата на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства используется, в том числе, для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения.
Право молодой семьи - участника мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством, выдача которого осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия органом местного самоуправления муниципального образования (пункты 3 и 4 Порядка).
Участником мероприятия является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя не превышает 35 лет на день принятия решения о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, признанная нуждающейся в жилом помещении, при наличии доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Формирование списков молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку осуществляют органы местного самоуправления (пункт 16).
В целях обеспечения эффективной реализации мероприятия формируется комиссия муниципального образования, полномочия которой устанавливаются органами местного самоуправления (пункт 17).
Формирование списка молодых семей проходит в четыре этапа.
Так, в ходе первого этапа органы местного самоуправления формируют список молодых семей - участников подпрограммы по муниципальному образованию, который утверждается комиссией.
В ходе второго этапа органы местного самоуправления формируют список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Данный список также утверждается комиссией.
Третий этап - формирование государственным заказчиком сводного списка участников мероприятия, представленных органами местного самоуправления.
Четвертый этап - утверждение государственным заказчиком списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (пункт 18).
Для участия в мероприятиях в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление и необходимые документы.
Орган местного самоуправления после проверки сведений, содержащихся в представленных документах, принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия (пункты 20 - 23).
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия являются, в том числе, несоответствие требованиям пункта 6 Порядка, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (пункт 24).
Из материалов настоящего дела видно, что постановлением главы муниципального образования "Оймяконский улус" от 26 декабря 2016 года N 162 была утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории МО "Оймяконский улус (район)" на 2017-2019 годы".
Чириков М.С. и Чирикова Т.С. состоят в браке с 24 августа 2002 года, имеют 3 детей - 2002, 2007 и 2016 года рождения. 23 апреля 2013 года супруги по договору купли-продажи объекта недвижимости за счет собственных и кредитных средств приобрели квартиру по адресу...
13 января 2017 года решением комиссии муниципального образования "Оймяконский улус (район)" семья Чириковых в составе 5 человек, как отвечающая требованиям п.6 Порядка, была включена в список молодых семей - участников подпрограммы по муниципальному образованию (первый этап).
28 мая 2018 года комиссия отказала Чирикову М.С. во включении в список участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2018 году в виду несоответствия молодой семьи требованиям п.6 Порядка (второй этап).
В 2019 году Чириков М.С. повторно обратился в Администрацию Муниципального образования "Оймяконский улус (район)" с заявлением о включении его семьи для участия в подпрограмме в 2019 году, в удовлетворении которого вновь было отказано. В письме и.о.главы муниципального образования от 22 апреля 2019 года указано о принятии комиссией решения об отказе в признании молодой семьи участником мероприятий в 2019 году в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах. Так, комиссия установила, что справка ******** от 28.05.2018 года не подтверждает признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Порядка.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что у комиссии Муниципального образования "Оймяконский улус (район)" имелись законные основания для принятия обжалуемого решения, что оснований для включения семьи Чирикова М.С. для участия в подпрограмме в 2019 году в ввиду отсутствия у заявителя документов, подтверждающих признание в установленном законом порядке нуждающимися в жилом помещении, не имелось.
С выводами, изложенными в обжалуемом решении, судебная коллегия не согласна, так как они основаны на неправильном применении закона, регулирующим возникшие правоотношения, и не соответствуют обстоятельствам дела.
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст.51 ЖК РФ признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Чириков М.С. и члены его семьи согласно имеющимся в деле письменным доказательствам до заключения договора купли-продажи объекта недвижимости и кредитного договора (23 апреля 2013 года) не являлись нанимателями жилых помещений по договору социального найма, также не имели в собственности какого-либо жилья, что подтверждается справками ********" от 28 мая 2018 года и ******** РС (Я) от 18 мая 2018 года (л.д.46,47,54). Кроме того, истец на дату приобретения квартиры по договору купли-продажи от 23 апреля 2013 года состоял на учете в МО ******** по месту жительства - как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 07.07.2007 года.
В силу этих обстоятельств 13 января 2017 года комиссия муниципального образования "Оймяконский улус (район)" в соответствии с п.23 Порядка (на 1 этапе формирования списка молодых семей) признала семью истца нуждающейся в жилом помещении и своим решением включила её в список участников подпрограммы.
Действия органа местного самоуправления на 2 этапе формирования списка молодых семей урегулированы пунктами 26-29 Порядка, которые не предусматривают принятие комиссией муниципального образования решения об отказе во включении в список молодых семей - участников мероприятий, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по основаниям, указанным в пункте 24 Порядка. Так, на данном этапе орган местного самоуправления формирует и утверждает список молодых семей - участников мероприятия в планируемом году в хронологической последовательности на основании общего списка молодых семей - участников мероприятия по муниципальному образованию и направляет его государственному заказчику.
В утвержденный список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году изменения вносятся на основании Порядка, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) N 100 от 11.04.2018 г.
Административным ответчиком не доказано, что обжалуемое решение основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих возникшие правоотношения, что семья административного истца перестала отвечать условиям участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Исходя из изложенного, а также доказанности факта нарушения прав и законных интересов административного истца и членов его семьи, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае обжалуемое решение не соответствует указанным требованиям, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения.
Права истца и членов его семьи подлежат восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права с возложением обязанности на администрацию муниципального образования "Оймяконский улус (район) включить Чириковых в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить выплату в 2019 году.
Руководствуясь п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Оймяконского районного суда РС (Я) от 20 июня 2019 года по делу по административному иску Чирикова Михаила Сергеевича к Администрации Муниципального образования "Оймяконский улус (район)" о признании незаконными действия об отказе в предоставлении жилищного сертификата, возложении обязанности предоставления социальной выплаты для обеспечения молодых семей, выдаче сертификата на приобретение жилья и погашения ипотечного кредита многодетной семье отменить и вынести по делу новое решение.
Признать незаконным решение комиссии Муниципального образования "Оймяконский улус (район)" N 857 от 22 апреля 2019 года об отказе во включении семьи Чирикова М.С. в составе 5 человек в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы" на получение социальной выплаты в 2019 году.
Обязать комиссию Муниципального образования "Оймяконский улус (район)" принять решение о включении Чирикова Михаила Сергеевича, Чириковой Татьяны Станиславовны, Чирикова Асапа Махайловича, Чирикова Арслана Михайловича, Чириковой Анный Михайловны в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы" на получение социальной выплаты в 2019 году.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.