Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Васильевой Л.Э,
с участием административного истца Степановой А.Н, представителя административного истца Архиповой Т.Д, представителя административного ответчика Назаренко Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 11 июля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Степановой А.Н. к Муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск", Окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным, которым
постановлено:
Признать решение Межведомственной комиссии Окружной администрации г. Якутска от 13 марта 2019 г. незаконным.
Восстановить семью Степановых в реестре участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Степанова А.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что решением межведомственной комиссии ГО "Город Якутск" от 13 марта 2019 г. её семья незаконно исключена из числа участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы", поскольку на каждого члена её семьи приходится 8,1 кв.м, когда как учетная норма, установленная в г.Якутске, составляет 9 кв.м. Ссылаясь нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий, просила решение комиссии отменить и восстановить их в списке участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик.
В апелляционной жалобе представитель просит решение отменить по основанию несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и принять новое решение - об отказе в удовлетворении административного иска. Настаивает на законности принятого комиссией решения, поскольку семья истца в виду наличия на каждого члена семьи более 9 кв.м. жилого помещения не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам программы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подпунктов "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323 была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (в последствии - Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710).
В рамках данной государственной программы была разработана федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в составе которой в целях государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, выделена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с указанной выше государственной программой Российской Федерации, в целях обеспечения реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 г. N 2165, Правительство Республики Саха (Якутия) 11.04.2018 г. приняло постановление N 100 "О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)", которым утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации указанной программы на 2018-2022 годы (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка участником данной программы (мероприятия) является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя не превышает 35 лет на день принятия решения о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, признанная нуждающейся в жилом помещении, при наличии доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7).
Формирование списков молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку осуществляют органы местного самоуправления (пункт 16).
В целях обеспечения эффективной реализации мероприятия формируется комиссия муниципального образования, полномочия которой устанавливаются органами местного самоуправления (пункт 17).
Для участия в мероприятиях в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление и необходимые документы.
Орган местного самоуправления после проверки сведений, содержащихся в представленных документах, принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия (пункты 20 - 23).
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия являются, в том числе, несоответствие требованиям пункта 6 Порядка, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (пункт 24).
Как видно из материалов дела, семья Степанова А.А. в составе 4 человек - супруга Степанова А.Н, дети _______ и _______ годов рождения - на основании заявления от 01.04.2014 года была включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", что подтверждается письменным уведомлением МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "город Якутск", полученным Степановой А.Н. 25 июля 2014 г. (л.д.29).
Решением комиссии Окружной администрации г. Якутска от 13 марта 2019 г. семья Степановых исключена из указанного списка в связи с несоответствием требованиям программы и отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 ЖК РФ, о чем 14 марта 2019 года было направлено письменное уведомление (л.д.7).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из буквального толкования данной нормы закона решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Удовлетворяя заявленный Степановой А.Н. административный иск, суд первой инстанции исходил из отсутствия у административного ответчика законных оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку на каждого члена семьи административного истца приходится менее учетной нормы жилья (8,16 кв.м.), соответственно данная семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае обжалуемое решение, по мнению судебной коллегии, не соответствует указанным требованиям.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 части 1).
Содержание приведенной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Таким образом, при определении нуждаемости молодой семьи в жилье учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 16 сентября 2015 года ПГС N 36-17 в г. Якутске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв. м.
Как видно из материалов дела, члены семьи Степановых зарегистрированы по адресу:... В квартире по указанному адресу (площадью 25,7 кв.м.) зарегистрировано 8 человек.
26 января 2015г. между Степановой А.Н. и Администрацией МО "г. Покровск" заключен договор мены, согласно которому истец передала квартиру площадью 41,6 кв.м, расположенную по адресу:.., и стала собственником квартиры общей площадью 47,7 кв.м, расположенной по адресу:...
Согласно материалам дела по последнему адресу -... - никто не зарегистрирован.
С учетом суммы площадей указанных жилых помещений (25,7 кв.м. + 47,8 кв.м.) и количества зарегистрированных лиц (8 человек) на каждого члена семьи приходится 9,19 кв.м, т.е. более учетной нормы.
Таким образом, молодая семья перестала соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 6 Порядка.
Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ является основанием для исключения молодой семьи из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия).
В связи с этим оснований для признания незаконным обжалуемого и, как следствие, для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Постановляя по делу новое решение, судебная коллегия в силу приведенных норм действующего законодательства и с учетом установленных по делу обстоятельств полагает необходимым в удовлетворении иска отказать.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 11 июля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Степановой А.Н. к Муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск", Окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Степановой А.Н. - отказать.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.