И.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Александрова Р.С., изучив жалобу начальника Северно-Восточного управления государственного морского и речного надзора (далее - Северно-Восточное УГМРН) Ространснадзора Константинова В.А. об отмене решения Верховного Суда РС(Я) от 28 мая 2019 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении акционерного общества "Сахаэнерго",
УСТАНОВИЛА:
12 ноября 2018 года начальником отдела лицензирования и надзору за регистрацией судов Северно-Восточное УГМРН Ространснадзора Вакуленчик И.Н. составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО "Сахаэнерго" за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Постановлением Якутского городского суда РС(Я) от 06 декабря 2018 года АО "Сахаэнерго" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 170 000 руб.
Решением Верховного Суда РС(Я) от 22 января 2019 года указанное постановление суда отменено в связи с нарушением норм процессуального права ненадлежащим извещением привлекаемого лица о времени и месте судебного заседания, материалы дела направлены на новое рассмотрение в Якутский городской суд РС(Я).
Постановлением Якутского городского суда РС(Я) от 01 февраля 2019 года АО "Сахаэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 руб.
Решением Верховного Суда РС(Я) от 28 мая 2019 года постановление Якутского городского суда РС(Я) от 01 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении АО "Сахаэнерго" отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.
В жалобе начальник Северно-Восточное УГМРН Ространснадзора Константинов В.А. просит отменить вступившее в законную силу решение Верховного Суда РС(Я) по настоящему делу как незаконное и необоснованное, оставить без изменения постановление Якутского городского суда РС(Я), ссылаясь на то, что для восстановления пропущенного АО "Сахаэнерго" срока апелляционного обжалования основания не имелось, в действиях привлекаемого лица усматривается состав административного правонарушения, поскольку ни один законодательный акт не предусматривает исключений по осуществлению лицензируемых видов деятельности в зависимости от её коммерческой составляющей, либо отсутствия таковой.
Изучив доводы жалобы по приложенным к ней материалам, прихожу к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В силу положений ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - от 170 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно п.28 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Как следует из материалов дела, из информации опубликованной 25 октября 2018 года на новостном канале Ykt.ru стало известно о завершении АО "Сахаэнерго" завоза топлива для северных и арктических районов. Из содержания статьи установлено, что завоз топливно-энергетических ресурсов (нефтепродукты и уголь каменный) осуществлен судами морского и внутреннего водного плавания для нужд АО "Сахаэнерго" для бесперебойной работы ДЭС (дизельные электростанции).
Имеющимися документами подтверждено осуществление АО "Сахаэнерго" погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах в навигационный период 2018 года.
В Реестре лицензиатов АО "Сахаэнерго" как лицензиат на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам не значится.
Административным органом установлено, что погрузочно-разгрузочная деятельность осуществлялась АО "Сахаэнерго" для собственных нужд, а не с предпринимательской целью. Документов, подтверждающих осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с предпринимательской целью в ходе проведения проверки не получено, что подтверждает отсутствие факта коммерческой (предпринимательской) деятельности.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств Северно-Восточным УГМРН Ространснадзора 12 ноября 2018 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО "Сахаэнерго" за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относится к полномочиям судьи.
При этом установление признаков состава административного правонарушения, выбор закона, подлежащего применению, и его истолкование в правоприменительной практике должно осуществляться разрешающим дело судьей на основе установления наличия либо отсутствия состава вмененного административного правонарушения.
Между тем, важным условием для привлечения к административной ответственности по статье 19.20 КоАП РФ является осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
АО "Сахаэнерго" является коммерческой организацией, деятельность которой связана с извлечением прибыли. Основной вид ее деятельности - производство электроэнергии. В настоящем случае АО "Сахаэнерго" осуществлялись работы по отгрузке дизельного топлива и каменного угля, необходимого для работы дизельных электростанций.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что осуществление в процессе общей хозяйственной деятельности, целью которой является извлечение прибыли, каких-либо вспомогательных действий, которые сами по себе не приносят прибыли, не может быть расценено как осуществление Обществом деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
Исходя из того, что ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) установлена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, а административная ответственность за лицензионные правонарушения субъектами некоммерческой деятельности установлена ст. 19.20 КоАП, то есть статьями КоАП РФ имеющими различные родовые объекты и, следовательно, различную подведомственность, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности переквалификации действий Общества и прекращению производства по данному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно п.2 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Отмена обжалуемого постановления суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава преступления ухудшит положение АО "Сахаэнерго".
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 год), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Кроме того, в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 названного Кодекса, составляет 3 месяца.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности АО "Сахаэнерго" обсуждаться не может.
Доводы жалобы о том, что для восстановления пропущенного АО "Сахаэнерго" срока апелляционного обжалования основания не имелось, не состоятельны, поскольку первоначально поданная в пределах установленного срока апелляционного обжалования жалоба была возвращена определением судьи Верховного Суда РС(Я) от 25 февраля 2019 года в связи с отсутствием документов, подтверждающих полномочия на подачу жалобы, однако фактически Ивлев А.А. имел полномочия на подачу жалобу.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судьи Верховного Суда РС(Я) и для удовлетворения жалобы начальника Северно-Восточное УГМРН Ространснадзора Константинова В.А. не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
В удовлетворении жалобы начальника Северно-Восточное УГМРН Ространснадзора Константинова В.А. - отказать.
Решение судьи Верховного Суда РС(Я) от 28 мая 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении акционерного общества "Сахаэнерго" - оставить без изменения.
И.о. заместителя председателя
Верховного Суда РС(Я) п/п Александрова Р.С.
Копия верна.
И.о. заместителя председателя
Верховного Суда РС(Я) Александрова Р.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.